System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Открытый урок на тему «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола». / Сайт учителя русского языка и литературы / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Сайт учителя русского языка и литературы МБОУ "Янгличская СОШ имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова" Канашского района Чувашской Республики

Мое кредо
Немного обо мне.
Открытое внеклассное мероприятие (КВН) на тему "Люблю учиться в школе я"
Открытые уроки
Открытый классный час "Здоровый образ жизни"
Открытый классный час на тему "Научись ценить свою жизнь".
Открытый урок "Цветопись в поэзии Михаила Сеспеля и Сергея Есенина".
Открытый урок «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку по заданию В1-8».
Открытый урок на тему "Антитеза"
Открытый урок на тему "Публицистический стиль".
Открытый урок на тему "Тема добра и зла в произведениях писателей и поэтов".
Открытый урок на тему «Картина И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».
Открытый урок на тему «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола».
Презентация к уроку "Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого "Купола"
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса по учебнику М.В.Черкезовой.
Рабочая программа по русской литературе для 11 класса по учебнику М.В.Черкезовой.
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса по учебнику М.В.Черкезовой.
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по учебнику Т.С.Кудрявцевой.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику Д.Э.Розенталя.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику Т.С.Кудрявцевой.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по учебнику С.Д.Ашуровой.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику С.Д.Ашуровой.
Get Adobe Flash player
Открытый урок на тему «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола».

Тема урока: «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола».

Цели: 1) чтение стихотворения В.Высоцкого «Купола»;

2) формирование навыков комплексного анализа поэтического текста;

3) развитие чувства интереса к творчеству В.Высоцкого.

Оборудование: презентация урока с музыкальным оформлением, компьютер, проектор, экран.

ž  Картина "Сирин и Алконост. Песня радости и печали" 1896 В.М.Васнецова

ž  Песня «Сирин, Алконост, Гамаюн» Бориса Гребенщикова.

ž  Стихотворение А.Блока «Гамаюн — птица вещая».

ž   Картина-иллюстрация к песне "Купола" Валерия Таирова.

ž  Песня Константина Кинчева «Сумерки».

ž  Песни в исполнении Г.Лепса «Купола», «Дом хрустальный».

 

Ход урока.

I.Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами на примере стихотворения В.Высоцкого научимся делать комплексный анализ поэтического произведения. А зачем же это нужно? Это нужно для того, чтобы  на олимпиадах получать большие баллы и занимать призовые места.

Итак, кто такой В.В.Высоцкий?

Владимир Семёнович Высоцкий (родился 25 января 1938 в Москве — умер 25 июля 1980 в Москве) - выдающийся советский поэт и автор-исполнитель, актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет»

В. Шекспир), Лопахина («Вишнёвый Сад» А. Чехов). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году. вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую»гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.

А теперь я вам прочитаю его стихотворение «Купола».

 

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Купола».

 

Как засмотрится мне нынче, как задышится.

Воздух крут перед грозой, крут да вязок,

Что споется мне сегодня, что услышится,

Птицы вещие поют, да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится,

Веселит, зазывает из гнезд,

А напротив тоскует, печалится,

Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черед,

То мне птица Гамаюн

Надежду подает.

В синем небе, колокольнями проколотом,    

 Медный колокол, медный колокол,

 Толь возрадовался, то ли осерчал,

 Купола в России кроют чистым золотом,

Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною,

Перед солоно- да горько- кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун

На пути моем встает -

То мне птица Гамаюн

Надежду подает.

Душу сбитую утратами да тратами,

 Душу сбитую перекатами,

Если до крови лоскут истончал,

Залатаю золотыми я заплатами,

Чтобы чаще Господь замечал...

3. Слово учителя.

Песни на стихи Высоцкого исполняли многие певцы, но особенно за душу берет исполнение песни «Купола» Григорием Лепсом. Кто же это? Григорий Лепс (Григорий Викторович Лепсверидце) - российский эстрадный певец, автор некоторых исполняемых песен.  Родился 16 июля 1962 года в Сочи в обычной семье тружеников. Его любят за мощный голос и редкую харизму (дар, исключительная одаренность). Он – кумир женщин и сильных духом мужчин. Лепс – настоящий пример мужественности на нашей эстраде. Обладатель уникального по диапазону и колориту вокала, он поет каждый раз, как последний – на нерве, душой и сердцем. Поэтому то, что исполнено, близко и понятно многим. Поэтому каждая новая его работа становится событием. Послушаем его.

4. Прослушивание песни «Купола» в исполнении Г.Лепса.

5. Ознакомление с планом комплексного анализа стихотворения.

ž  1.Время (место) написания, история создания.

ž  2.Жанровое своеобразие.

ž  3.Место данного стихотворения в творчестве поэтов или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.).

ž  4.Пояснение неясных мести и прочие расшифровки.

ž  5. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

ž  6. Тема, проблема, авторская позиция, затронутые в стихотворении.

ž  7. Композиционные решения.

ž  8. Средства художественной выразительности.

ž  9. Ритм, строфика, графика, их смысловая роль.

ž  10. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

ž  11. Дополнительные (свободные) размышления.

6. Работа по комплексному анализу:

А) чтение информации по каждому пункту анализа;

1.История создания стихотворения.

Варианты названия – «Песня о России», «Купола российские».

Написана для кинофильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но использована не была. Стихотворение было посвящено Шемякину Михаилу Михайловичу (р. 1943) – русскому живописцу, графику, скульптору, который в 1971 году уехал из СССР, до 1980 года жил в Париже, затем в Нью-Йорке. Был дружен с Высоцким, автор литографий к его произведениям.

2.Жанровое своеобразие.

Высоцкий обращался к фольклорным жанрам и создавал в этом ключе собственные оригинальные произведения: сказки («Песня-сказка о нечисти», «Песня-сказка про джинна», «Сказка о несчастных сказочных персонажах»), притчи («Притча о Правде и Лжи), частушки («Частушки к свадьбе» и др.). В стихотворении «Купола» встречаются сказочные птицы: Сирин, Алконост и Гамаюн.

И при всей, быть может, размытости жанровых границ многих произведений Высоцкого его жанрово-тематические циклы складываются в художественное целое, в сложный и целостный художественный мир. Откликаясь в своих песнях на «злобу дня», поэт видел и осмыслял ее масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье - живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное - с вечным, отсюда - пространственно-временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.

3.Место данного стихотворения в творчестве поэтов или в ряду стихотворений на подобную тему .

Образы волшебных птиц встречаются и в поэзии наших современников. Так лидер Российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков является исполнителем и автором стихов и музыки к песне с говорящим названием «Сирин, Алконост, Гамаюн». В произведении птицы - неразделимое целое, как сама жизнь. Грусть, радость, надежда. В трех словах просвещенный слушатель увидит скрытый символ жизни, повседневности. Гребенщиков не разделяет их и не противопоставляет друг другу. Они единое целое, они – воплощение жизни в его песне. В ней можно услышать и возвышенную интонацию А. Блока, и душевную боль В. Высоцкого.

Песня «Сирин, Алконост, Гамаюн»

Бориса Гребенщикова - легенды русского рока и солиста группы «Аквариум».

В жилищных конторах лесной полумрак,

На крышах домов - фонари с египетской тьмой.

Тронулся лед, так часто бывает весной

Живущим на льдинах никто не сказал,

Что может быть так...

Откуда нам знать, что такое волна?

Полуденный фавн, трепет русалок во тьме...

Наступает ночь - начнем подготовку к зиме;

И может быть, следующим, кто постучит

К нам в дверь,

Будет война...

Я возьму на себя зеркала,

Кто-то другой - хмель и трепетный вьюн...

Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;

Как мы условились, я буду ждать по ту

Сторону стекла.

Песня Константина Кинчева "Сумерки.
(Константи́н Евге́ньевич Ки́нчев (настоящая фамилия Панфи́лов, Кинчев — фамилия деда; род. 25 декабря 1958, Москва, СССР) — советский и российский музыкант, автор песен, поэт, композитор, лидер рок-группы «Алиса»)

ž  "Но в комнатах воздух приторный.

ž  То ли молимся, то ли блюем.

ž  Купола в России кроют корытами,

ž  Чтобы реже вспоминалось о Нем.

ž  А мы все продираемся к радуге

ž  Мертвыми лесами да хлябью болот,

ž  По краям да по самым по окраинам,

ž  И куда еще нас бес занесет?"

4.Пояснение неясных мест.

Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. Птица грусти и печали Алконост является каким-то почти босховским (Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры) виденьем из наркотического кошмара. И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Неслучайность такой трактовки подчёркивается тем, что в конце песни куплет о Гамаюне с некоторыми вариациями повторятся ещё раз. Что же, в той сонной державе, что, по Высоцкому, «раскисла, опухла от сна», даже предвещаемые Гамаюном катаклизмы, возможно, виделись ему надеждой на лучшее. Поэт времен «застоя», Высоцкий сотворил свой, и традиционный и обновлённый, миф о птице радости Сирине, птице печали Алконосте и вещей птице Гамаюне.

Райская птица – гамаюн – пришла в отличие от сирина и алконоста на Русь не из Греции. Корни её отыскиваются, по мнению академика О.Н. Трубачёва, на Востоке, причём не на арабском, а на иранском. Древняя форма, с которой связано слово гамаюн, это младоавестийское humaiia - 'искусный, хитроумный, чудодейственный', откуда в древнеиранском мире употреблено было имя собственное *Humaya (25). О.Н. Трубачёв замечает, что птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным» (26).

 На Руси птица гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера. В первую очередь источником сведений о ней были различные «Козмографии» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии). Так, в одной из «Козмографии» XVI или начала XVII в. читаем: «В той же части Азии Симове жребии, многая островы на восточномъ море: первый остров Макарицкий близъ блаженнаго рая и потому его близъ глаголятъ, что оттуда залетаютъ райския птицы Гамаюн и Финиксъ благоухания износятъ чюдная».

5.Чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

 

Смешанные чувства радости и печали, тоски и надежды, очарованности тайной и предвестья будущего воплощают возникающие в этом стихотворении вещие птицы из древнегреческих мифов, христианских - русских и византийских легенд и апокрифов: Сирин, Алконост, Гамаюн. В подаваемой ими надежде и, главное, в синем небе России, в ее медных колоколах и куполах церквей, крытых чистым золотом, видит поэт путь своего духовного исцеления и возвышения.

 

6.Тема, проблема, авторская позиция.

Россия… Какой страной она являлась для поэта? Высоцкий пишет, что Россия

«великая сказочная страна», «сонная держава», которая подает ему надежду на лучшее, хотя она иногда и не так привлекательна:

Грязью чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.

7.Композиционные решения.

ž  Диалог с самим собой – 1 строфа.

ž  Появление сказочных птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна -2-3 строфы.

ž  Описание православной России – 4 строфа.

ž  Описание России как «великой сказочной страны» - 5 строфа.

ž  Описание России как «сонной державы» -6 строфа.

ž  Описание души поэта – 7 строфа.

8.Средства художественной выразительности.

1)Олицетворения («колокол то ль возрадовался, то ли осерчал», «держава раскисла»)

2)Эпитеты («заветные струны», «великая да сказочная страна»)

3)Сравнения («Стою как перед великою загадкою»)

4)Метафоры («в синем небе, колокольнями проколотом»)

5)Антитеза («то ль возрадовался, то ли осерчал»)

6)Звукопись. Аллитерация «Грязью чавкая жирной да ржавою…» Повторение звуков [гр], [рж], [з’], [ч’] позволяет услышать шум от повозки, едущей по грязи. Представляется картина запустения.

7)Лексика. Разговорный стиль («скалится», «тоскует-печалится», «осерчал», «чавкая», «раскисла, опухла» и другие).

9. Ритм, строфика, графика, их смысловая роль.

ž  Многие песни Высоцкого отличаются тем, что он очень разнообразными приемами стремился максимально приблизить их к живой разговорной речи своих лирических героев. В частности, делал он это и при помощи рифмовки и строфического рисунка. Однако не только для этой цели ему служили нестандартные приемы рифмовки и построения строф.

ž  В богатой рифменной картине творчества Высоцкого можно найти такие рифменные рисунки, которые выбиваются даже и из нее, и которые трудно как-либо типизировать. К таким рифмам можно отнести неравносложные, гипердактилические и моноримы. Кроме того, в песнях Высоцкого встречается такой прием, как «дополнение» к стиху, намеренно нарушающее рифмовку для изображения разговорной речи персонажей. Все эти явления − несколько различного порядка, но в силу их необычности и нетипичности даже для такого смелого экспериментатора в области рифмы, как Высоцкий, их имеет смысл рассматривать в одном ряду.

10. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

ž  Картина "Сирин и Алконост. Песня радости и печали" 1896 В.М.Васнецова

ž  Песня «Сирин, Алконост, Гамаюн» Бориса Гребенщикова.

ž  Стихотворение А.Блока «Гамаюн — птица вещая».

ž   Картина-иллюстрация к песне "Купола" Валерия Таирова.

ž  Песня Константина Кинчева «Сумерки».

11.Дополнительные (свободные) размышления.

ž  Слушая или читая Высоцкого, мы не в состоянии быть чужими друг другу.

ž   Это радующее и обнадеживающее чувство родства присутствует в любом поэтическом образе, о чем бы ни пел Высоцкий. И персонажи сказок и "исторических" баллад оказываются не чужды нашему восприятию жизни и образу мыслей, а может быть - это их восприятие, их чувство жизни передается нам, и мы с их помощью выходим за рамки отмеренного нам кем-то жизненного пространства. А посредником и проводником на этом пути является язык, который неожиданно (для нас, привыкших к повседневному новоязу) обнаруживает глубину преемственности и смысловой первородности. Язык этот сладок, словно мы, сейчас явившись из небытия, с детской непосредственностью и смелостью сами дали названия предметам и стихиям, животным и людям и полюбили эти слова, потому что они породнили нас с миром.

 

Б) составление вопросов по каждому пункту (краткий ответ записать).

 

7. Вопросы друг другу по анализу стихотворения В.Высоцкого «Купола» (ученики по очереди задают друг другу по одному  вопросу).

II.Обобщение.

Как делается комплексный анализ стихотворения?

III.Домашняя работа.

Прослушивание песни в исполнении Г.Лепса «Дом хрустальный».

Сделать комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Дом хрустальный»

 

 

 

 

Живопись
Правила
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Орфоэпия
Синтаксис
Википедия
ЕГЭ -2013
Биографии писателей и поэтов
Средства художественной выразительности
Филологи
Фонетика
Реквизиты
<Сентябрь 2020>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Rambler's Top100 TopList