
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук
Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движение пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:
- собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- перебирать крупы;
- раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- штриховать, обводить по контуру, трафареты;
- завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- плести из бисера;
- лепить из пластилина, пластика, теста;
- играть с глиной, мокрым песком;
- играть с мячами и мячиками;
- бросать и ловить летающие тарелочки;
- выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;
- собирать и перебирать ягоды.
Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы и т.д.)
Можно использовать упражнения Пальчиковой гимнастики.
Комплекс упражнений №1
Ладони на столе (на счет раз-двапальцы врозь – вместе)
Ладошка – кулачок – ребро (на счет раз-два-три)
Пальчики здороваются (на счет раз-два-три-четыре-пять)соединяются пальцы обеих рук: большой с большим и т. д.
Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу
Дети бегают на перегонки (как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
Комплекс упражнений №2
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой)
Козлята (то же, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)
Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их)
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
Комплекс упражнений №3
Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
Птички (поочередно большой палец соединять с остальными)
Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
Цветок (то же, но пальцы разъединить)
Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз)
Комплекс упражнений №4
Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой)
Пчелы (то же, только выполняется двумя руками)
Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их)
Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
Комплекс упражнений №5
Замок (на счет раз ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок)
Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед, заяц убегает перебирая пальцами, быстро двигаясь назад)
Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу)
Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе – бабочка крылышками машет)
Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными)
Комплекс упражнений №6
Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу)
Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтальную левую руку)
Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально)
Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз)
Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук)
Комплекс упражнений №7
Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны)
Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка)
Сжимание и разжимание кистей рук на счет раз-два
Комплекс упражнений №8
Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их)
Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху)
Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх)
Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх)
Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх)
Комплекс упражнений №9
Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)
Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами)
Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши)
Нужно выбрать один, самый простой, постепенно усложняя упражнения, некоторые можно делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится.