System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 уроки истории 5 класс / Отдел образования и социального развития администрации Цивильского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
начальник
Волчкова Алла Викторовна
Открытые данные
ОБЩАЯ информация об отделе образования
ИНФОРМАЦИЯ о нормотворческой деятельности отдела образования
ИНФОРМАЦИЯ об участии в целевых и иных программах
ИНФОРМАЦИЯ о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
ИНФОРМАЦИЯ о результатах проверок
ТЕКСТЫ официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления
СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе
ИНФОРМАЦИЯ о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления
ИНФОРМАЦИЯ о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления
Список работников ОО и СР
Планы работ
План работы отдела образования
Обращение граждан
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
уроки истории 5 класс

Урок 34

Тема: ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ АТТИКИ ТЕРЯЮТ ЗЕМЛЮ И СВОБОДУ

 

Цели: продолжать знакомить с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных облас­тях Греции; показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ос­лабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Ход урока

• Новые понятия: полис, демос, аристократ.

 Текущий контроль знаний и умений. Задание - тест-опрос:

1. В какой степени родства были Посейдон - Зевс - Аид:

а) единокровные братья;

б) кумовья;

в)  двоюродные братья?

2. «Посланником Зевса» называли эту птицу:

а) сокол;

б) орёл;

в)павлин?

3. Кто построил на Олимпе золотой дворец для богов:

а)  Гермес;

б) Аполлон;

в) Гефест?

4. Кто из богов помог аргонавтам построить корабль Арго, а
эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня:

а) Арес;

б) Афина;

в) Гера?

5. Кого из богов сопровождают музы:

а) Деметра;

б) Аполлон;

в) Аид?

6. Как звали одного из самых любимых и самых весёлых богов
греков:

а) Зевс;

б) Дионис;

в) Аид?

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1. Аттика к началу VIII в. до н. э.

2. Развитие хозяйства и рабовладения.

3. Законы Дракона.

1. Изучение первого вопроса плана.

Работа у доски.

- Обратите внимание на записанные в колонку слова, объясне­ние которым вы должны будете дать в конце урока:

Аттика

Афины

Аристократ

Демос

Эвпатриды

Ростовщики

Ареопаг

Архонты

 

Объяснение учителя.

На юго-востоке Средней Греции далеко в море выдаётся боль­шой полуостров. На нём расположена область -Аттика. На западе Аттики между горами и морем расположена широкая равнина, где и возник город Афины. В старинных преданиях рассказывается, что в древнейшую эпоху в Аттике существовало несколько самостоя­тельных государств, враждовавших между собой. А после того как царскую власть в Афинах получил Тезей, который привёл в поря­док страну и объединил всех вокруг одного города - Афин, распри прекратились.

К VIII в. до н. э. вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам — самым знатным и богатым землевладельцам, потомкам ста­ринных и аристократических родов. Эвпатриды владели лучшими, наиболее плодородными землями Аттики. Из их среды ежегодно избирались девять высших должностных лиц - архонтов и арео­паг - древний совет старейшин, который пополнялся отбывшими свой срок полномочий архонтами. Эвпатриды решали важнейшие государственные вопросы, разбирали дела в судах, они же были полководцами и жрецами.

Некоторые эвпатриды занимались и торговлей, но таких было немного; большинство эвпатридов продолжали прочно сидеть на своих старинных родовых землях, получая с них доход, используя труд рабов или крестьян.

Своё правление они называли аристократией - власть лучших. Вся тяжесть власти лучших ложилась на плечи крестьян Аттики.

2. Изучение второго вопроса плана.

Объяснение учителя.

Аттика была страной сельского хозяйства, и главными заня­тиями населения были земледелие и скотоводство, но наряду с ни­ми со временем стали развиваться ремёсла и торговля.

В Аттике в это время было много рабов. Если раньше они были заняты в домашнем хозяйстве своих господ, трудились в поле и пасли стада, то теперь они стали нужны в ремесле и для работы в рудниках. Серебро, добываемое рабами в рудниках Аттики, увели­чивало богатство страны и способствовало развитию афинской торговли. Численность рабов всё время возрастала. Дети, рождён­ные от рабов, по обычаям того времени, тоже становились рабами. Но больше всего давали рабов война и морской разбой. В рабов превращали военнопленных, а на Средиземном море издавна про­цветало пиратство, и морские разбойники приводили в ужас при­брежное население, совершая грабительские набеги и уводя жите­лей в рабство.

Жизнь рабов была очень тяжёлой. Ушли навсегда и остались лишь воспоминанием обычаи далёкого прошлого, когда раб счи­тался почти членом семьи. На рабов смотрели теперь как на даро­вую и необходимую силу.

Работа в тетради.

Источники появления рабов:

1)  пленные во время войн;

2)  захват пиратами.

Со временем появился ещё один источник появления рабов. Крестьянские наделы, расположенные на каменистых, плохо оро­шаемых землях неплодородной Аттики, приносили незначитель­ные урожаи. Крестьянская семья далеко не всегда могла прокор­миться урожаем ячменя или пшеницы со своего маленького участка.

Крестьяне часто были вынуждены обращаться за помощью к эвпатридам, прося у них в долг зерно, инвентарь для обработки земли. Находясь в безвыходном положении, крестьяне поневоле соглашались на различные, даже самые тяжёлые условия выплаты этого долга. Они должны были или работать на поле эвпатрида, или вернуть долг с большими процентами. Эвпатриды соглашались давать в долг на выгодных для себя условиях, умножая таким спо­собом свои богатства.

В городах в это время появились люди, которые занимались тем, что давали в долг под проценты. Это были ростовщики, нажи­вавшиеся за счёт разоряемых должников. Не в силах расплатиться с ростовщиками, крестьяне прибегали к единственному средству, которое было в их распоряжении: они отдавали в залог свои зе­мельные участки, неизбежно переходившие затем в руки эвпатри-дов. Оставалось ещё крайнее средство: крестьянин мог отдать в залог самого себя или членов своей семьи. Так в Аттике возникло рабство - должничество.

Работа в тетради.

 Словарная работа.

Рабство - должничество.

3. Изучение третьего вопроса плана.

 

Объяснение учителя.

В старину на злодеяние, на насилие сам обиженный или его близкие отвечали собственной расправой. За обиду мстили новой обидой, и ссоры с кровопролитиями могли длиться без конца.

С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городской тесно­те Афин нельзя было больше допускать самоуправства. В промышленном городе было много чужих: их родственники были далеко и за них некому было заступиться. Расправы и ссоры мешали спо­койно торговать в городе. Поэтому в городах самоуправство было запрещено. Прежде в судах было немного дел: в них обращались в тех случаях, когда хотели добровольно кончить спор миром. Те­перь недовольные или обиженные были обязаны жаловаться в суд. Суд должен был вступаться, когда налицо было злодеяние или ко­гда двое спорили о владении землёй или о том, уплачен ли долг, и т. д. Судьи стали разбирать множество дел с утра до вечера.

Дела были различные. Для их решения надо было установить подробные и точные правила, установить за проступки наказания и штрафы. Иначе бы стали жаловаться на самих судей, что они ме­няют решения, что за более тяжёлые проступки назначают лёгкие наказания и т. д.

В VII в. до н. э. Дракону, одному из архонтов, совет старейшин поручил пересмотреть и записать законы. В своих законах Дракон первым точно определил, как наказывать за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения; в старину этого не различа­ли и мстили одинаково за всякое убийство. Эти правила были запи­саны, названы законами и выставлены на видном месте на главной площади в виде записей на деревянных и каменных столбах, на медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда.

4. Закрепление пройденного материала.

Задания:

1. Дать определение терминам, обозначенным в начале урока.

2. Показать на карте Аттику, Афины.

Домашнее задание: § 29; выучить термины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 35

                    Тема: ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ

Цель: подвести ребят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произош­ла демократизация политического строя: значительные слои сво­бодного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

 

Ход урока

• Новые понятия: реформы.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 - работа по карте:

1.   Показать территорию Афинского государства на настенной карте. Определить словами его местоположение.

2.   Назвать три района Аттики, отличавшиеся природными ус­ловиями и хозяйством, и показать их на карте.

3. Показать на карте самый крупный город Аттики.
Задание 2 - вопросы по домашнему заданию:

1. Перечислить группы населения в Афинах и их основные за­нятия.

2. Рассказать о правлении знатных людей в Афинах в VII в. до н. э.

3. Рассказать о законах Дракона: с какой целью и в чьих инте­ресах были проведены эти законы?

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Борьба демоса с аристократами.

2.  Реформы Солона.

1. Изучение первого вопроса плана.

Работа на доске. На доске чертится схема «Состав насе­ления Аттики в эпоху Солона»:

Работа с классом.

- Посмотрите на схему и ответьте на в о п р о с ы :

1)  Что вы знаете о рабах-должниках?

2)  Какая связь между рабами-должниками и демосом?

Объяснение учителя.

Господство аристократов, подтверждённое законами Дракона, бедственное положение демоса вызывало его недовольство.

Работа в тетради.

Демос добивался:

     1) права участвовать в управлении страной

 

2)  отмены долгового рабства;

3)  передела земли.

К началу VI веке до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами, кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих услови­ях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собра­ние, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.

 

 

2. Изучение второго вопроса плана.

Объяснение учителя.

В 594 г. до н. э. Солон в целях примирения аристократов и де­моса провёл реформы.

Словарная работа.

Реформы - преобразования в какой-либо сфере.

Учителю на заметку.

Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции Потомок царской фамилии, он много путешествовал, был фило­софом, оратором, поэтом, воином. Чтобы поправить расстроен­ное состояние, вынужден был заняться торговлей Стал очень популярным во время войны с Персидским царством за о. Соломин. В 594 г. до н. э. был выбран одним из правителей. «Богатые знали его как человека зажиточного, бедные - как честного».

Работа в тетради.

Реформы Солона:

1)  снятие долговых камней (освобождение должников и запре­щение личной кабалы и продажи в рабство свободного населения Аттики);

2)  изменение системы мер и весов;

3)  поощрение развития ремесла и торговли;

4)  политическая реформа:

а)  все мужчины - уроженцы Аттики - объявлялись гражда­нами, делились на 4 разряда в зависимости от размеров имущества и имели разные права и обязанности:

I - аристократы; II - дружина; III - демос; IV — рабы;

б) высшим органом, выражавшим волю народа, стало На­родное собрание;

            в) Народный суд (раньше судила знать, теперь любой мог стать судьёй).

3. Закрепление пройденного материала.

Задание: докажите, что в результате реформ Солона в Афи­нах стала складываться демократия.

Домашнее задание: § 30; подготовить письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство и демоса, и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и дру­гих?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 36

Тема: ДРЕВНЯЯ СПАРТА

 

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью. (Афинское и Спар­танское государства были самыми крупными. В отличие от Афин­ского Спартанское государство было государством военного типа, основанное на жесточайшей эксплуатации, в котором существова­ли острые противоречия между победителями спартанцами и пора­бощенным ими населением.)

Ход урока

• Новые понятия: илоты.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 - вопросы и ответы:

1.  На какие группы населения делилось население Аттики до реформы Солона?

2.  На какие группы стало делиться население после реформ Со­лона?

3.  Что такое «реформа»?

4.  Какие причины привели к столкновениям в Аттике демоса и знати?

5.  В каком году Солон стал архонтом?

6.  Какая задача стояла перед ним как одного из правителей Афин?

7. В каком году Солон начал проводить реформы?

8.  Перечислите изменения, которые произошли в результате реформ Солона.

Задание 2 - проверка домашнего задания. Зачитать письменный ответ (3 ученика).

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Образование Спартанского государства.

2.  Спартанцы и илоты.

3.  Спарта - военный лагерь.

4.  Спартанское воспитание.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

В Греции возникло много государств. Но древние греки, под­чёркивая значение двух наиболее крупных из них, образно говори­ли: вся Греция стоит на двух ногах: одной ногой является Афин­ское, а другой - Спартанское государство.

Ранее мы уже говорили, что Грецию mojkho разделить на три части.

Вопрос классу: Назовите эти части.

Сегодня мы будем говорить о Южной части. Эта часть страны — полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопон­нес. На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика, а на юго-западе - Мессения. Эти две равнины, две области разделяет высокий горный хребет Тайгет. Если говорить об особенно­стях природы этих областей, то можно рыделить следующие: 1) сравнительно с Аттикой Лаконика была очень плодородной об­ластью; ещё плодороднее были земли Мессении; 2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (мало удобных бухт, берег заболоченный, мели).

Во II тысячелетии до н. э. дорийцы вторглись в Грецию.

Словарная работа.

Дорийцы - одно из четырёх основных древнегреческих пле­мён, переселившихся в ходе «дорийского вторжения», стали net Пелопоннесе господствующей народностью-

Завоевав Лаконику и поработив жившее там греческое населе­ние, плодородные земли они забрали себе. Завоеватели, который было меньше, чем покорённого населения, поселились все в одном месте на реке Эврот, где и возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покорённое население - илотами.

Словарная работа.

Илоты - местные жители Лаконики и Мессении, покорён­ные спартанцами.

Долго и упорно вели спартанцы войны за покорение Мессении . Лишь в середине VII в. до н. э. они одержали над жителями этой области победу. В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанца­ми илоты были греки и говорили на одном с завоевателями языке.

Работа в тетради.

Всё спартанское население делилось на три группы:

1.  Спартиаты (полноправные граждане - имевшие земельный
надел, обладавшие политическими правами).

2.  Периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы - имевшие
земельный надел, но не имевшие политических прав).

3.  Илоты (бесправное покорённое население).

Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни Спарты. Ориентация на по­стоянную боевую готовность стала отличительной чертой быта спартанцев.

2. Изучение второго, третьего и четвёртого вопросов плана по учебнику (10 минут дается на это задание):

1-й ряд читает 1-й раздел параграфа;

2-й ряд читает 2-й раздел параграфа;

3-й ряд читает 3-й раздел параграфа.

Работа с классом. По 2 ученика с ряда освещают свой вопрос.

Закрепление пройденного материала.

Вопросы классу:

1)  Что было главной целью воспитания мальчиков в Спарте?

2)  Что в воспитании спартанцев вам нравится, а что нет?

Домашнее задание: §31.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 37

                          Тема: ОСНОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ

 

Цель: знакомство с важнейшим явлением в истории Греции -колонизацией VIIIVI вв. до н. э. и её причинами.

Ход урока

• Новые понятия: колонии.

Текущий контроль знаний и умений. Задание - вопросы и ответы:

1.  Кто такие «дорийцы»?

2.  Какие области Южного Пелопоннеса были завоёваны дорий­цами?

3. Как назывался город, который основали дорийцы на реке Эврот ?

4. Кто такие «спартиаты»?

5. Кто такие «периэки»?

6. Кто такие «илоты»?

7. Почему ориентация на постоянную боевую готовность стала основной чертой быта спартанцев?

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.  Основание греческих колоний.

2.  Последствия греческой колонизации.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

В VIII-VI вв. до н. э. греки основали большое количество колоний.

Словарная работа.

Колонии - поселения, основанные греками в процессе колони­зации.

Эти колонии стали полисами со своим правительством, отря­дами воинов, законами и монетой.

Вопрос классу: Что мы называем полисом?

Работа с учебником: прочитайте 1 -й раздел параграфа.

Вопрос классу: Почему же греки покидали Родину и ос­новывали колонии?

Работа в тетради.

Группы переселенцев:

1)  Бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки.

2)  Люди, вынужденно ставшие изгнанниками (аристократы, из городов, где к власти пришёл демос; вожаки демоса из городов, где к власти пришли аристократы).

3)  Купцы, богатевшие на заморской торговле.

Работа с учебником: прочитайте 2-й раздел параграфа и посмотрите карту «Образование греческих колоний в VIIIVI вв. до н. э.».

Работа с классом:

1)  Где греки основывали свои колонии?

2)  Почему они селились близ моря?

3)  Как складывались отношения между городом-государством, основавшим колонию, и переселенцами?

4)  Назовите важнейшие колонии греков.

2. Изучение второго вопроса плана. Объяснение учителя.

Колонизация оказала сильное влияние на жизнь Греции и при­вела к следующим последствиям (работа в тетради):

1)  Развитие ремёсел, связанное с возросшим спросом на ремес­ленные изделия.

2)  Развитие кораблестроения и мореплавания.

3)  Рост числа рабов-чужеземцев (за счёт ввоза из колоний).

4)  Укрепление мелких крестьянских хозяйств.

Домашнее задание: § 32; подготовить пересказ истории о царе Скиле.

 

 

Урок 38

Тема: ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ

 

Цель: сформировать представление у учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защит­ников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлече­ние Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский харак­тер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Ход урока

• Новые понятия: Олимпия, «Священный мир», олимпионик.

Текущий контроль знаний и умений. Задание 1 - пересказ.

Пересказать историю о царе Скиле одному ученику.

 Задание 2 - вопросы и ответы:

1. Над каким народом царствовал Скил?

2. Почему Скилу так были близки обычаи греков?

3. Какую греческую колонию посещал Скил?

4. Что такое «гавань»?

5. Каким богам поклонялись в греческих колониях?

6. Что такое «колония»?

7. Что было причиной гибели Скила?

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1. Подготовка к Олимпийским играм.

2. Ход Олимпийских игр.

3. Значение Олимпийских игр.

Тема рассматривается учащимися самостоятельно работа с учебником и от­веты письменно на вопросы в тетради

1. Изучение первого и второго вопросов плана.

Работа в тетради.

1. Записать вопросы в тетрадь:

1)  Почему спортивные состязания в Греции получили назва­ние «Олимпийские»?

2)  Когда состоялись первые Олимпийские игры?

3)  Какому богу были посвящены Олимпийские игры?

4)  Почему Олимпийские игры получили название «Праздник объединения эллинов»?

5)  Кто мог участвовать в состязаниях?

6)  Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

 

7)   Перечислите основные состязания, проходившие в ходе Олимпийских игр.

8)   Как чествовали победителей по возвращении в свой род­ной город9

2. Прочитать 1-й и 2-й разделы параграфа и ответить письмен­но на вопросы.

2. Изучение третьего вопроса плана.

Работа с классом.

Задание 1. Ответить на в о п р о с ы :

1)  Какое значение имел тот факт, что в Олимпийских играх с течением времени принимало участие всё большее количество гре­ческих полисов?

2)  Какое значение имел тот факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны?

3)  Какое значение имел тот факт, что Олимпийские игры дава­ли возможность учёным и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей?

4)  Какое значение имел тот факт, что, желая принять участие в Олимпийских играх, многие греки постоянно следили за своей фи­зической формой?

Задание 2. Записать вывод в тетрадь.

Работа в тетради. Значение Олимпийских игр.

Домашнее задание: § 33.

 

 

Урок 39

                            Тема: МАРАФОНСКАЯ БИТВА

 

Цель: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для гре­ков, которые защищали свою родину и свободу.

Ход урока

• Новые понятия: марафон, экспансия, стратег.

Текущий контроль знаний и умений.

 Задание - пересказ:

1.  Расскажите, что вы знаете о прославленном борце Милоне.

2.  Расскажите, что вы знаете об атлете Полидаме.

3.  Расскажите, что вы знаете об атлете Феагене.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.  Причины и начало греко-персидских войн.

2.  Марафонское сражение.

1. Изучение первого вопроса плана.

Работа по карте:

1)  Найдите на карте Персидское царство.

2)  Что вы можете сказать о размерах царства?

3)  Какие знакомые вам территории и области входили в состав
царства?

4)  Найдите на карте Грецию.

5) Сравните владения персов и греков.
Объяснение учителя.

Греко-персидские войны (500-449 гг. до н. э.) - войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивав­шими свою независимость.

После того как Малая Азия, Вавилон и Египет были завоёваны Киром II (основатель Персидской державы) и Камбизом, Дарий I старался не только укрепить доставшееся ему в наследство царст­во, но и продолжил экспансионистскую политику, т. е. политику захвата новых территорий.

В 514 г. до н. э. персы в походе против скифов овладели проли­вом Геллеспонт и, завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных греческих городов торговлю.

Работа с классом.

Задание 1. Ответить на вопрос: Каковы же были причины начавшихся греко-персидских войн?

Задание 2. Записать в тетрадь.

Работа в тетради. Причины греко-персидских войн:

1) захватническая политика персидских правителей;

2) стремление к установлению господства персов на Эгейском море;

3) стремление греческих городов к независимости и восстанов­лению торговли в прежних объёмах.

Задание 3. Прочитать в учебнике 1-й раздел § 34 и ответить на вопрос: Почему только в двух греческих городах-госу­дарствах решили не подчиняться персам?

2. Изучение второго вопроса плана.
Объяснение учителя.

Летом 490 г. до н. э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались кораб­ли персов. Вооружайтесь!»

Все способные сражаться встали в строй. На должность страте­га Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего воен­ные приёмы персов.

 Словарная работа.

Стратег — по-гречески «военачальник».

 

Учителю на заметку.

Битва произошла 13 сентября 490 года до н. э. между 10 000 воинов из Афин и 1 000 из Платей под командованием Милътиада с одной стороны и 60 000 армией персидского царя Дария I во главе с Датисом - с другой. Имея перед собой значительно превосходящие силы противника, Милътиад изменил обычное построение грече­ских боевых порядков, с тем чтобы охватить флангами всю ши­рину долины, ставшей полем боя, и благодаря этому избежать окружения. Выполняя этот манёвр, он вынужден был ослабить центр, где греки были отброшены, но оба фланга потеснили назад наступавших, а затем обрушились на них и разгромили победонос­ный центр персов. В смятении персидское войско бежало к своим кораблям, воинам удалось спустить их на воду и спастись ценой потери 6 400 чел. Афиняне потеряли лишь 192 чел. И вдохновили другие греческие города на сопротивление.

3. Закрепление пройденного материала.
Вопросы классу:

1)  Назовите временные рамки греко-персидских войн.

2)  Каковы были причины греко-персидских войн?

3)  Для кого эта война была захватнической, а для кого - оборо­нительной?

4)  Когда произошло Марафонское сражение и каков был исход этой битвы?

Домашнее задание: § 34; нарисовать в тетради план Марафон­ского сражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 40

                        Тема: НАШЕСТВИЕ ПЕРСИДСКИХ ВОЙСК НА ЭЛЛАДУ

 

Цель: раскрывая причины победы греков, указать на обще­эллинский патриотический подъём, который привёл к объедине­нию сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

Ход урока

Новые понятия: триера.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание - проверка домашнего задания:

1.  Расскажите, что вы знаете о Марафонском сражении.

2.  Подумайте, сколько километров должны в наши дни бежать
участники марафонского бега и в честь какого события появилось
это спортивное состязание?

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1. Подготовка к новой войне с персами.

2. Бой в Фермопильском ущелье.

3. Саламинское сражение.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

Многие греки считали поражение персов при Марафоне кон­цом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. В эти годы в Афинах выдвинулся умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнут­ся в Грецию. Выступая в Народном собрании, Фемистокл говорил: «Наша родина - Эллада - разделена на десятки государств, кото­рые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться».

Фемистокл ездил по разным городам Греции и в конце концов военный союз, к которому он призывал, был создан. Для борьбы с персами объединились Афинское, Спартанское и другие государ­ства. Всего тридцать. Командование объединённым войском пору­чили спартанцам, так как у них было лучшее сухопутное войско.

С именем Фемистокла связано также создание афинского воен­ного флота. Выступая перед афинянами, он говорил: «Если персид­ский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам не победить. Наше спасение - в создании могучего флота, по­тому что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли И сражаться на море».

   Но где взять денег на строительство флота? На этот вполне за­кономерный вопрос

Фемистокл отвечал: «Вы все знаете, что на юге  Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие Афинскому игосударству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли». Народное собрание приняло предложение Феми­стокла, и к началу новой войны с персами у афинян было 200 триер.

Словарная работа.

Триера - мелкосидящий с тремя рядами весел корабль.

Учителю на заметку.

Триера - корабль, у которого паруса играли вспомогательную роль, их убирали перед боем. Триера благодаря согласованным дей­ствиям 180 гребцов и рулевого развивала большую по тем време­нам скорость (до 18 км в час), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней Кроме капитана и рулевого, важную роль на корабле играли начальник гребцов и его помощник, дер­жавший флейту. Громкие сигналы флейты помогали гребцам од­новременно поднимать и опускать весла.

Существовало два основных приема ведения боя, требовавше­го от экипажа большой выучки' 1) Пробивание борта вражеского корабля К носу триеры в ее подводной части был прикреплен сде­ланный из бронзы или железа бивень (длиной около трех метров) 2) Так называемый проплыв. На большой скорости триера проходила вплотную мимо борта вражеского корабля (весла в последний мо­мент убирались) Если неприятельские гребцы не успевали сделать то же самое, их весла ломались, и корабль выходил из строя

Работа с классом.

Задание 1. Ответить на вопрос: Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по пред­ложению Фемистокла?

2. Изучение второго вопроса плана.
Объяснение учителя.

Новый поход на Грецию организовал ставший царём после смерти Дария его сын Ксеркс. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. У Ксеркса было много кораб­лей и бесчисленные полки, набранные из покорённых народов. Они не желали завоёвывать Грецию для персов. Поэтому персидские командиры гнали воинов в бой кнутами.

Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский бе­рег (переправа длилась 7 суток), войско двинулось по европейско­му побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой. Един­ственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартан­цев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив пер­сам дорогу. Отряд во главе с Леонидом геройски защищал Фермо­пилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты (300 спар­танцев) пал на боле битвы, защищая Фермопильский проход.

На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедомона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим».

3. Изучение третьего вопроса плана.
Работа с классом.

Задание 1. Работа с учебником: прочитать в четвёртом раз­деле параграфа «Саламинское сражение» о подготовке к сражению. Задание 2. Ответить на в о п р о с ы :

1)  Кто был против предстоящего сражения и почему?

2)  Благодаря кому было принято решение дать сражение пер­сам в Саламинском проливе?

Учителю на заметку.

Соломин - остров в Эгейском море у берегов Аттики, место сражения в 480 г. до н. э. между греческим флотом из 370 триер под командованием Эврибиада, действовавшего по плану афинско­го стратега Фемистокла, и персидским флотом, насчитывавшим свыше 800 галер. Из-за численного превосходства персов греки вначале испытывали колебания, но затем афинская триера Ам-ния атаковала неприятеля, а за ней последовал строй афинских и эгинских кораблей. Персы после ожесточенной схватки потерпели поражение, потеряв больше половины кораблей. Ксеркс и его ар­мия наблюдали за ходом боя с берегов Соломина. Персы были вы­нуждены отложить сухопутное наступление.

В 479 г. до н. э. объединенные войска греков сразились с остатками войска персов около г. Платеи. Персы храбро сражались, но были побеждены  благодаря превосходству греческой дисциплищы. Угроза вторжения персов в Грецию была ликвидирована. И хотя война продолжалась еще в течение 30 лет, исход греко-персидских войн был уже предрешен.

Домашнее задание: § 35.

 

Послание Президента России Федеральному Собранию
Национальный проект "Образование"
КДН и ЗП
Профильное обучение
ГИА-2021
Образовательные учреждения Цивильского района в сети Интернет
Опека и попечительство
ПИТАНИЕ
Доступность в сфере дошкольного образования
«Поддержка семей, имеющих детей»
Муниципальное задание ОО
Организация питания в ДОУ
Персонифицированное финансирование ДОД
Аттестация кандидатов на должность руководителя ОО Цивильского района ЧР
Десятилетие детства
ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ
Конкурсы педагогического мастерства
Всероссийская олимпиада школьников
Школьные автобусы
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList