БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат ля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 28.08.2014 г. |
Утверждено
приказом от 28.08.2014 г. № 180 - О
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и
их родителей (законных представителей)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных потребностей и запросов учащихся учреждения и их родителей (законных представителей) для реализации на этой основе федерального государственного образовательного стандарта.
1.2. Под образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей (законных представителей) следует понимать ожидания, связанные с образовательной деятельностью детей, адресованные конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать как отдельного человека (педагога), так и все образовательное учреждение.
1.3. Изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
1.4. Образовательные потребности и запросы учащихся и родителей (законных представителей) удовлетворяются через выбор ими предметов, учебных и элективных курсов, занятий в рамках внеурочной деятельности и объединений в системе дополнительного образования.
1.5. Изучение образовательных запросов учащихся и их родителей:
● дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и программу деятельности отдельного педагога или учреждения в целом;
● способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса;
● позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
● помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;
● дает возможность учреждению учитывать семью как ресурс для совместного развития.
● дает возможность обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования для всех граждан;
● способствует достижению нового, современного качества общего образования;
● позволяет обеспечить развитие образования как открытой государственной общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – учащегося, педагога, родителя (законного представителя).
1.6. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) являются:
● педагогические работники;
● учащиеся и их родители;
● общее собрание работников;
● педагогический совет.
2. Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)
2.1. Целями изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей) являются:
● получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей, тенденциях его изменений и их причинах;
● обоснованное формирование компонента образовательного учреждения учебного плана
учреждения, учебных планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
● принятие своевременных управленческих решений администрацией учреждения;
● повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием.
2.2. Задачами изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) являются:
● определение критериев изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей;
● разработка методик изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей, соответствующих каждой параллели классов;
● изучение образовательных потребностей учащихся и их родителей на предстоящий учебный год;
● анализ результатов изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей;
● определение возможностей учреждения в реализации потребностей учащихся и их родителей;
● выявление степени удовлетворенности учащихся и их родителей деятельностью учреждения.
3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей)
3.1. При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей педагогический коллектив исходит из того, что:
3.1.1. Процессы согласования потребностей и запросов учащихся и их родителей с возможностями школы в их реализации на уровне начальной, основной ступеней имеют разную специфику – как и сами потребности. Если в начальной школе в качестве субъекта образовательных потребностей семьи выступают только родители учащегося, то к старшей школе это соотношение изменяется, и все более активную роль в согласовании потребностей играет сам учащийся.
3.1.2. Уровни школы обладают преемственностью каждый по отношению к другим; логика функционирования школы определяется взаимодействием субъектов образовательного процесса и динамикой их образовательных потребностей и запросов. 3.2. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) является:
● определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы учреждения;
● выявление личностных запросов каждого учащегося и его родителя в каждом классе на каждой степени обучения;
● учет сформированных потребностей и запросов учащихся и их родителей к содержанию и качеству образования при реализации федерального государственного образовательного стандарта;
● приведение образовательной системы учреждения в соответствие личностным запросам посредством преобразования учебных планов, разработки и реализации соответствующих актуальных учебных программ и курсов;
● реализация стимулирующих мер, способствующих актуализации, формированию и успешному согласованию потребностей в начальном общем и основном общем образовании.
3.3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей и включает в себя:
3.3.1. Мониторинг образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей с использование соответствующего диагностического инструментария.
3.3.2. Анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей.
3.3.3. Собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и запросов.
3.3.4. Выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.
3.4. Деятельность педагогического коллектива учреждения в рамках изучения образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей и согласования последующих действий по организации функционирования образовательной системы учреждения с учетом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года, начиная с октября каждого текущего года по следующему алгоритму:
Алгоритм изучения образовательных потребностей
учащихся и их родителей (законных представителей)
Содержание деятельности |
Классы |
Форма изучения |
Ответственный |
I. Прогностический этап
|
Октябрь - май |
|
|
1. Выявление образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей |
|
|
|
- потребности учащихся в организованном отдыхе во время каникул |
1-9 классы |
Анкетирование учащихся |
Зам. дир. по ВР |
- распределение часов компонента образовательного учреждения |
1 классы |
Родительское собрание, анкетирование родителей |
Зам. дир. по УВР |
- организация внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования |
1-4 классы
5-9 классы |
Родительское собрание, анкетирование учащихся и их родителей |
Зам. дир.по ВР |
- выбор модуля курса ОРКСЭ |
4 классы |
Родительское собрание, анкетирование родителей |
Зам. дир. по УВР |
- распределение часов компонента образовательного учреждения (выбор факультативных курсов, учебных предметов, курсов и дисциплин) |
5-9 классы |
Родительское собрание, анкетирование родителей |
Зам. дир. по УВР |
- выбор профильных предметов, элективных курсов |
5-9 классы |
Анкетирование учащихся, родителей |
Зам. дир. по УВР |
- удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом |
1-9 классы |
Анкетирование учащихся, родителей |
Зам.дир. по ВР |
- развитие творческих способностей и интересов через участие в конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательской деятельности, выставках, смотрах, физкультурно-спортивных мероприятиях |
1-9 классы |
Анкетирование учащихся, родителей |
Зам.дир. по УВР и ВР |
- участие в управлении учреждением, в общественных объединениях (в установленном федеральным законом порядке) |
1-9 классы |
Анкетирование учащихся, родителей |
Зам. дир. по ВР |
2.Формирование образовательных услуг: |
|
Анализ запросов |
Зам. дир. по УВР |
2.1.Разработка учебного плана |
|
|
Зам дир.по УВР |
2.2. Разработка программ для проведения занятий по внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования школьников. |
|
|
Зам. дир.по ВР |
II. Организационный этап |
Июнь-август |
|
|
1.Информиовние учащихся и их родителей о возможностях учреждения |
1-9 классы |
Школьный сайт,
презентации кружков, «рекламная кампания» |
Заместители директора по УВР и ВР |
2.Утверждение учебных планов |
1-9 классы |
Изучение родителями, рассмотрение педсоветом |
Директор |
3.Утверждение планов внеурочной деятельности |
1-9 классы |
|
Директор |
4.Утверждение программ дополнительного образования |
1-9 классы |
|
Директор |
5.Формирование профильных групп, разработка индивидуальных учебных планов. |
1-9 классы |
|
Зам. дир. по УВР |
6.Утверждение рабочих программ |
1-9 классы |
|
Директор |
III. Практический этап |
Сентябрь-май |
|
|
1.Реализация программ изучения отдельных предметов. |
Учителя |
|
Зам. дир. по УВР |
2.Реализация программ внеурочной деятельности. |
Учителя, воспитатели |
|
Зам. дир. по ВР |
3.Реаизация программ дополнительного образования. |
Педагоги дополнит. образования |
|
Зам. дир. по ВР |
4. Анализ эффективности и результативности используемых программ. |
педработники |
|
Директор, зам.дир.по УВР и ВР |