БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 3 от 10.01.2017 г. |
Утверждаю
Директор С.В. Петровский
Приказ от 23.01.2017 г. № 13 - О
|
Единые требования
к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей обучающихся с задержкой психического развития.
Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т. д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Обучающиеся должны уметь:
· говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
· излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
· правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
· строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);
· отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
· оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и ударения;
2) правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
3) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.
I. Виды письменных работ обучающихся.
1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся:
· упражнения по русского языку и математике (*в 1 классе письменные домашние задания со II полугодия);
· планы статей и других материалов из учебников;
· изложения, сочинения по русскому языку;
· составление обобщающих таблиц, схем и т.п.;
· фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения живой природы;
· различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ (опытов) на уроках естествознания, математики, на занятиях по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессионально-трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из учебников).
2. По русскому языку, математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем в рабочей учебной программе с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также индивидуальных особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель отводит от 25 до 40 минут урока в зависимости от года обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программ в соответствии с календарно-тематическим планированием, основанном на учебных программах; в конце учебной четверти, полугодия, года.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перезагрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководством школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всего года, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, первый и последний дни учебной недели.
3. Количество итоговых контрольных работ.
Имея в виду возможность учителя, повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам обучающихся и обучающим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ:
Предметы |
Число контрольных работ в год по классам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Русский язык: |
диктанты |
6 |
12 |
11 |
8 |
8 |
6 |
5 |
3 |
- |
изложения |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
сочинения |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
- |
Литература: |
классные сочинения |
- |
- |
- |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
домашние сочинения |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Математика |
|
6 |
12 |
12 |
16 |
14 |
- |
- |
- |
- |
Алгебра |
|
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
10 |
9 |
9 |
Геометрия |
|
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
7 |
5 |
5 |
Физика |
|
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
6 |
Химия |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
4 |
5 |
Иностранный язык* |
|
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
* По иностранным языкам проверяется владение обучающимися основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением.
4. Объем письменной домашней работы по русскому языку или математике должен составлять одну треть от объема классной работы, выполненной в тетради.
II. Количество и назначение ученических тетрадей.
1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
· по русскому языку в I- IX классах – по 3 тетради, в том числе по 2 «круговые» тетради, 1 тетрадь по развитию письменной речи – для творческих работ (для изложений и сочинений);
· по математике в I- IX классах – по 2 тетради;
· по таким предметам, как история, домоводство, окружающий мир, естествознание, география и др. – по 1 тетради.
2. Для контрольных работ по русскому языку и математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются обучающимся для ознакомления с результатами работы и проведения работы над ошибками (исправление ошибок осуществляется в рабочих тетрадях).
Во II- IX классах в контрольных тетрадях по русскому языку записывается дата, вид работы и на следующей строке – её название, например:
Двадцатое сентября.
Диктант.
Пушок.
То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях, в том числе изложений и сочинений, занимающих небольшую часть урока.
В старших классах изложения и сочинения, рассчитанные на 1 час, выполняются в тетрадях по развитию письменной речи. В этих тетрадях запись производится таким образом:
Изложение. Сочинение.
В тайге. Зима.
Во II- IX классах в контрольных тетрадях по математике записывается дата, на следующей строке – вариант, например:
11.10.17
Вариант 1.
Можно конкретизировать тему контрольной работы, например:
11. 10.17.
Работа № 1 по теме «….»
Вариант 1.
В тетрадях для контрольных работ выполняются итоговые работы по темам и четвертные контрольные работы. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольных работах, проводится в рабочих тетрадях.
Итоговые контрольные работы выполняются на отдельных листах (со штампом школы) и хранятся в школе. Если контрольная работа выполняется на отдельных листах, то подписывать лист нужно с внешней стороны, начиная с четвертой линейки или восьмой клеточки (*во II классе годовой контрольный лист подписывается учителем).
Образец:
Контрольная работа
по математике
ученика 5 класса
Александрова Максима.
По необходимости (в старших классах) выполнение работ можно начинать на первой странице, отступив 2 линейки или 4 клеточки после надписи.
III. Порядок ведения тетрадей учащимися.
1. В тетрадях ученик должен писать аккуратным и разборчивым почерком. Для письма использовать шариковую ручку с синей пастой.
2. Подписывать тетради ученик должен согласно единому орфографическому режиму: указывать, для чего предназначается тетрадь, класс, номер, название школы, фамилию и имя ученика. Тетради рекомендуется подписывать по следующему образцу:
ТЕТРАДЬ
для работ по математике
ученика 5 класса
Кугесьской школы-интерната
Михайлова Дмитрия.
3. Тетради учащихся I - II классов подписываются только учителем.
4. В I классе дату работ в тетрадях по русскому языку и математике пишет учитель.
5. Во II - III классах учащиеся обозначают дату выполнения работы — число арабскими цифрами, а название месяца - прописью, например, 15 сентября.
В IV- IX классах в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами, например, Десятое марта, а в остальных тетрадях дата выполнения работ указывается цифрами по центру, например, 10.09.17. В следующей строке по центру листа пишется «Классная работа».
6. На отдельной строке ученик должен писать тему урока, а также тему письменной работы (самостоятельная работа и т.д.). Если название темы урока не помещается на одной строке, оно переносится на следующую строку и пишется симметрично по отношению к началу и концу предложения, например:
Дательный падеж имён существительных.
7. На отдельной строке ученик должен обозначить место выполнения работы (домашняя или классная).
8. Ученик должен соблюдать при письме красную строку. Текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради. В тетрадях по математике на красную строку выделять не менее двух, четырёх клеточек, в тетрадях по русскому языку - 1,5-2см.
9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строчку не пропускать. В тетрадях по математике во всех случаях пропускать только 1 клеточку.
Между заключительной строкой классной работы и началом домашней в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки; для отделения одного вида работы от другого -1 строчку. В тетрадях по математике — соответственно 4 и 1 клеточки, между столбиками примеров пропускать 2 клеточки.
10. Ученик должен исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово или предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать буквы, слова, предложения.
Ученик не должен заключать неверное написание в скобки.
11. Ученик должен выполнять подчёркивания и условные обозначения с применением карандаша и линейки.
В I классе рекомендуется выполнять работы по обводке, раскраске, рисование по образцу. Если отдельные учащиеся I класса не владеют навыками работы карандашом, ручкой, допускается выполнение письменных работ не в тетрадях, а на отдельных листах.
12. По возможности, хранить тетради в полиэтиленовых обложках.
IV. Порядок проверки письменных работ учителем.
1. Тетради обучающихся, в которых выполняются классные и домашние работы по всем предметам, проверяются после каждого урока у всех учеников.
Все виды контрольных работ проверяются у всех обучающихся и возвращаются им к следующему уроку.
2. В проверяемых тетрадях учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
· при проверке тетрадей в I - IV классах и контрольных работ по русскому языку и математике во II – IV классах учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, число, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. Ошибочное решение арифметической задачи зачеркивается наклонной линией, а в дальнейшем решение разбирается с обучающимися. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным значком (вертикальная черточка - / - орфографическая ошибка, галочка – V – пунктуационная);
· при проверке тетрадей отмечаются, а в необходимых случаях и исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые, логопатические (дисграфические), грамматические. В случае необходимости, учитель помещает в тетрадях образцы записей;
· исправление и подчеркивание ошибок производится учителем только ручкой с красной пастой.
· проверив письменные контрольные работы, учитель подсчитывает и записывает типы ошибок в бланк анализа контрольной работы.
3. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал, а с V класса - и в дневники обучающихся.
Домашние и классные (в том числе самостоятельные обучающие) письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, начиная со второго полугодия I класса. Оценки выставляются в журнал по усмотрению учителя за наиболее значительные работы.
По остальным предметам все работы также оцениваются, оценки в некоторых случаях могут быть выставлены в классный журнал.
4. Учитель систематически проводит с обучающимися работу над ошибками с учетом психофизических возможностей детей с проблемами в развитии и характера допускаемых ими ошибок. Работа, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись письменные работы.
В работе над ошибками следует предусмотреть не только фронтальные, но и самостоятельные виды занятий.
5. Учитель в ходе проверки работ обучающихся устанавливает характер ошибок (случайные или вызванные пробелами в знаниях), намечает пути их устранения. Дифференцированный учет ошибок, кроме контроля, позволяет своевременно обнаружить звенья в речевой подготовке обучающихся и принять необходимые меры для устранения отставания.