System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Школьная дезадаптация / МБОУ "Полевояушская ООШ" Комсомольского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

             

директор
Ильин Николай Георгиевич
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВАКАНТНЫЕ МЕСТА
Аттестация рабочих мест
Всероссийская олимпиада школьников - 2019-2020
Дистанционное обучение
Дорожная безопасность детей
Дошкольное образование
Новости
Рабочие программы
Фотоотчёт
Информационный блок
История школы
Родительский комитет
Школьная библиотека
Муниципальное задание
Они - гордость школы
Медалисты
Олимпиады и конкурсы
Стипендиаты
Организация питания в школе
Сайты учителей
Списки федеральных и республиканских учебников, используемых в школе в 2020-21 уч.году
Трудоустройство выпускников
Учебно-воспитательная работа
Кружки и секции
Орган ученического самоуправления
Школьная жизнь
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация

 

Адаптация – приспособление организма к внешним условиям существования. Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды.

Она предполагает:

·         адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

·         адекватную систему отношений и общения с окружающими;

·         способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

·         способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

·         изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

 

Практически все проблемы, с которыми работает психолог в школе – это различные проявления дезадаптации.

Если наблюдается несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, то говорят о школьной дезадаптации.

 

Школьная дезадаптация – это «психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс» (В.Е. Каган – детский психиатр). Около 20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в связи с психогенной школьной дезадаптацией.

Причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности школьников, а их переживания по поводу этих промахов, которые зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Если же негативные переживания ребенка не компенсируются, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы. В случае их повторяемости возникает синдром, называемый психогенной школьной дезадаптацией.

 

Критические периоды, в которые может сформироваться школьная дезадаптация – это поступление в школу (1 класс), переход из начальной школы в среднюю (5 класс), переход из среднего звена обучения в старшее (10 класс).

 

Работа школьных психологов должна быть ориентирована на детей нуждающихся в психологической помощи и профилактике допсихотерапевтических форм школьной дезадаптации.


 

Факторный анализ школьной дезадаптации.

 

Возможные

симптомы.

Источник информации о наличии симптома

Трудности в обучении, неуспеваемость

1.     Отсутствие интереса к учебной деятельности.

1,5 классы – методика «Расписание»,

10 класс – анкета интересов.

2.    Пассивность на уроке.

 

Наблюдение учителя

3.    Слабо развитые память и внимание. Низкая работоспособность.

Методика «10 слов»,

Кольца Ландольта.

4.    Неразвитая речь.

Наблюдение учителя, обследование логопеда.

5.    Не регулярное выполнение домашних заданий.

Наблюдение учителя, беседа с родителями.

6.    Высокая тревожность при проверке знаний, при ответах у доски.

1 класс – методика «Два лица»,

5, 10 классы – тест тревожности Филлипса.

7.    Наличие логопедических или слуховых нарушений.

Обследование логопеда.

8.    Леворукость.

Наблюдение учителя, Шкала латеральных признаков.

9.        Мотивационная незрелость.

1 класс – методика

Т.А. Нежновой,

5, 10 классы – мотивационная анкета.

10. Низкая самооценка.

1 класс – методика «Лесенка»,

5, 10 классы – методика Дембо – Рубинштейна.

Нарушения школьных норм и правил.

 

 

1.      Неблагополучие в семье.

1 класс – методика «Рисунок семьи»

5, 10 класс – методика ADOR

2.      Нервно-психическое заболевание.

 

Медицинское показание.

3.      Неадекватное реагирование на замечания.

Наблюдение учителя.

4.      Пропуски уроков.

 

Наблюдение учителя.

5.      Неаккуратный внешний вид.

 

Наблюдение учителя.

6.      Нарушения в сфере общения со сверстниками.

1 класс – методика Рене-Жиля

5, 10 классы – социометрия.

7.      Выраженные акцентуации

характера.

5 класс – 14 факторный опросник Р.Кеттела,

10 класс – ПДО

8.      Агрессивность.

1 класс – методика «Несуществующее животное»,

5, 10 класс – опросник Басса – Дарки

 

Необходимо обратить внимание на три основных момента:

·         каждый из перечисленных факторов редко встречается в «чистом» изолированном виде, а сочетается с действием других факторов;

·         действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредований, причем мера патогенности каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными;

·         становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза.

 

Организация профилактических программ.

 

Можно выделить следующие этапы организации данных программ:

1.      разработка психологом школы программы диагностики школьной дезадаптации с целью:

a)      определить уровень адаптации ребенка к новым социальным условиям;

b)      осуществить факторный анализ школьной дезадаптации;

c)      выявить наличие симптомов школьной дезадаптации и степень их выраженности.

2.      разработка совместно с классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей базовой программы.

3.      реализация совместно с классным руководителем профилактической программы адаптационного периода (участие учителя, классного руководителя в занятиях обязательно).

4.      проведение обследования по программе диагностики школьной дезадаптации и анализ результатов.

5.      проведение психолого-педагогического консилиума.

6.      проведение итоговых педагогических совещаний и родительских собраний с целью осмысления результатов адаптационного периода.

 

1 класс.

 

Задачи адаптационного периода  для первоклассников:

·       вживание в позицию школьника;

·       ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

·       научить ребенка задавать вопросы;

·       подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.

Динамика адаптационного периода в 1 классе:

1 этап – знакомство детей друг с другом; создание доброжелательной атмосферы в классе;  знакомство со школьными правилами.

2 этап – обучение навыкам учебного сотрудничества, взаимодействия в группах; работа над режимом школьного дня.

3 этап – дифференцированная оценка деятельности; возможные критерии оценки работы школьника (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и т.д.); формирование самооценки.

4 этап – самоконтроль и взаимоконтроль освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы; умение анализировать встретившиеся трудности.

Заключительный этап – обмен впечатлениями о первых школьных днях; распределение первых школьных поручений; праздник «Посвящение в ученики».


 

 

5 класс.

 

Составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

§         Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

§         Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях в соответствующих возрасту формах.

§         Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Можно выделить 4 причины трудностей в учении пятиклассников:

Педагогическая

Ø      недостаток учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов.

Психологические

Ø      несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), плохого речевого развития, недостаток внимания и памяти.

Ø      особенность учебной мотивации.

Ø      слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Центральное направление работы в 5 классе – это ориентация на полное решение задач периода детства, т.е.:

1.        Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2.        Формирование умения учиться в средней школе;

3.        Развитие учебной мотивации, формирование интересов;

4.        Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

5.        Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

6.        Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Задачи адаптационного периода для учащихся 5-х классов:

·       адаптация к «разноголосице» требований;

·       введение самоконтроля;

·       выявление полоролевых взаимодействий;

·       принятие позиции ученика основной школы.

Динамика адаптационного периода в 5 классе.

1 этап – знакомство ребят друг с другом; умение работать в группах; создание доброжелательной обстановки; принятие индивидуальных особенностей каждого.

2 этап – взаимодействие в больших и малых группах сменного состава; выработка способов оптимального взаимодействия и правил, облегчающих действие сообща; создание портрета настоящего школьника.

Заключительный этап – утверждение и осознание появления нового сообщества – класса; создание автопортрета своего класса; распределение необходимых поручений.

 

10 класс.

 

Задачи адаптационного периода для учащихся 10 классов:

·       принятие позиции ученика-старшеклассника;

·       принятие новичков в коллектив;

·       поиск личного смысла и мотивации учения;

·       узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

·       организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Динамика адаптационного периода в 10 классе.

 1 этап – знакомство ребят друг с другом; работа в группах с «плавающей структурой»; углубленное знакомство в ситуации организованного взаимодействия всего класса.

2 этап – актуализация мотивации обучения в старших классах; самоисследование ожиданий ребят на предстоящий период обучения; полоролевое взаимодействие; самоопределение.

Заключительный этап – поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата; решение задач на групповое взаимодействие; анализ работы и получение обратной связи; решение организационных вопросов.

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1.      Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2002.

2.      Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, Издательство «Пеленг», 1992 г.

3.      Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

4.      Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.

 

 

Баннеры справа
Безопасность школы
Дистанционное обучение
Система методической работы в МАОУ "Полевояушская ООШ"
Всероссийская олимпиада школьников -2020-2021
Организация горячего питания
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList