Школьная дезадаптация
Адаптация – приспособление организма к внешним условиям существования. Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды.
Она предполагает:
· адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
· адекватную систему отношений и общения с окружающими;
· способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
· способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
· изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Практически все проблемы, с которыми работает психолог в школе – это различные проявления дезадаптации.
Если наблюдается несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, то говорят о школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это «психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс» (В.Е. Каган – детский психиатр). Около 20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в связи с психогенной школьной дезадаптацией.
Причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности школьников, а их переживания по поводу этих промахов, которые зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Если же негативные переживания ребенка не компенсируются, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы. В случае их повторяемости возникает синдром, называемый психогенной школьной дезадаптацией.
Критические периоды, в которые может сформироваться школьная дезадаптация – это поступление в школу (1 класс), переход из начальной школы в среднюю (5 класс), переход из среднего звена обучения в старшее (10 класс).
Работа школьных психологов должна быть ориентирована на детей нуждающихся в психологической помощи и профилактике допсихотерапевтических форм школьной дезадаптации.
Факторный анализ школьной дезадаптации.
Возможные
симптомы. |
Источник информации о наличии симптома |
Трудности в обучении, неуспеваемость |
1. Отсутствие интереса к учебной деятельности. |
1,5 классы – методика «Расписание»,
10 класс – анкета интересов. |
2. Пассивность на уроке.
|
Наблюдение учителя |
3. Слабо развитые память и внимание. Низкая работоспособность. |
Методика «10 слов»,
Кольца Ландольта. |
4. Неразвитая речь. |
Наблюдение учителя, обследование логопеда. |
5. Не регулярное выполнение домашних заданий. |
Наблюдение учителя, беседа с родителями. |
6. Высокая тревожность при проверке знаний, при ответах у доски. |
1 класс – методика «Два лица»,
5, 10 классы – тест тревожности Филлипса. |
7. Наличие логопедических или слуховых нарушений. |
Обследование логопеда. |
8. Леворукость. |
Наблюдение учителя, Шкала латеральных признаков. |
9. Мотивационная незрелость. |
1 класс – методика
Т.А. Нежновой,
5, 10 классы – мотивационная анкета. |
10. Низкая самооценка. |
1 класс – методика «Лесенка»,
5, 10 классы – методика Дембо – Рубинштейна. |
Нарушения школьных норм и правил.
|
1. Неблагополучие в семье. |
1 класс – методика «Рисунок семьи»
5, 10 класс – методика ADOR |
2. Нервно-психическое заболевание.
|
Медицинское показание. |
3. Неадекватное реагирование на замечания. |
Наблюдение учителя. |
4. Пропуски уроков.
|
Наблюдение учителя. |
5. Неаккуратный внешний вид.
|
Наблюдение учителя. |
6. Нарушения в сфере общения со сверстниками. |
1 класс – методика Рене-Жиля
5, 10 классы – социометрия. |
7. Выраженные акцентуации
характера. |
5 класс – 14 факторный опросник Р.Кеттела,
10 класс – ПДО |
8. Агрессивность. |
1 класс – методика «Несуществующее животное»,
5, 10 класс – опросник Басса – Дарки |
Необходимо обратить внимание на три основных момента:
· каждый из перечисленных факторов редко встречается в «чистом» изолированном виде, а сочетается с действием других факторов;
· действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредований, причем мера патогенности каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными;
· становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза.
Организация профилактических программ.
Можно выделить следующие этапы организации данных программ:
1. разработка психологом школы программы диагностики школьной дезадаптации с целью:
a) определить уровень адаптации ребенка к новым социальным условиям;
b) осуществить факторный анализ школьной дезадаптации;
c) выявить наличие симптомов школьной дезадаптации и степень их выраженности.
2. разработка совместно с классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей базовой программы.
3. реализация совместно с классным руководителем профилактической программы адаптационного периода (участие учителя, классного руководителя в занятиях обязательно).
4. проведение обследования по программе диагностики школьной дезадаптации и анализ результатов.
5. проведение психолого-педагогического консилиума.
6. проведение итоговых педагогических совещаний и родительских собраний с целью осмысления результатов адаптационного периода.
1 класс.
Задачи адаптационного периода для первоклассников:
· вживание в позицию школьника;
· ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
· научить ребенка задавать вопросы;
· подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.
Динамика адаптационного периода в 1 классе:
1 этап – знакомство детей друг с другом; создание доброжелательной атмосферы в классе; знакомство со школьными правилами.
2 этап – обучение навыкам учебного сотрудничества, взаимодействия в группах; работа над режимом школьного дня.
3 этап – дифференцированная оценка деятельности; возможные критерии оценки работы школьника (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и т.д.); формирование самооценки.
4 этап – самоконтроль и взаимоконтроль освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы; умение анализировать встретившиеся трудности.
Заключительный этап – обмен впечатлениями о первых школьных днях; распределение первых школьных поручений; праздник «Посвящение в ученики».
5 класс.
Составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
§ Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
§ Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях в соответствующих возрасту формах.
§ Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Можно выделить 4 причины трудностей в учении пятиклассников:
Педагогическая
Ø недостаток учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов.
Психологические
Ø несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), плохого речевого развития, недостаток внимания и памяти.
Ø особенность учебной мотивации.
Ø слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Центральное направление работы в 5 классе – это ориентация на полное решение задач периода детства, т.е.:
1. Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2. Формирование умения учиться в средней школе;
3. Развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5. Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6. Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Задачи адаптационного периода для учащихся 5-х классов:
· адаптация к «разноголосице» требований;
· введение самоконтроля;
· выявление полоролевых взаимодействий;
· принятие позиции ученика основной школы.
Динамика адаптационного периода в 5 классе.
1 этап – знакомство ребят друг с другом; умение работать в группах; создание доброжелательной обстановки; принятие индивидуальных особенностей каждого.
2 этап – взаимодействие в больших и малых группах сменного состава; выработка способов оптимального взаимодействия и правил, облегчающих действие сообща; создание портрета настоящего школьника.
Заключительный этап – утверждение и осознание появления нового сообщества – класса; создание автопортрета своего класса; распределение необходимых поручений.
10 класс.
Задачи адаптационного периода для учащихся 10 классов:
· принятие позиции ученика-старшеклассника;
· принятие новичков в коллектив;
· поиск личного смысла и мотивации учения;
· узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
· организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Динамика адаптационного периода в 10 классе.
1 этап – знакомство ребят друг с другом; работа в группах с «плавающей структурой»; углубленное знакомство в ситуации организованного взаимодействия всего класса.
2 этап – актуализация мотивации обучения в старших классах; самоисследование ожиданий ребят на предстоящий период обучения; полоролевое взаимодействие; самоопределение.
Заключительный этап – поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата; решение задач на групповое взаимодействие; анализ работы и получение обратной связи; решение организационных вопросов.
Рекомендуемая литература:
1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2002.
2. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, Издательство «Пеленг», 1992 г.
3. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
4. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.