Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании
условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера.
Структура:
1.Актуальность темы.
2. Опыты с магнитами.
3. Игры-эксперименты с водой.
Ход мастер – класса.
Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе опытно-экспериментальной деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.
Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, в своей группе я организовала мини-лабораторию «Любознайка». Занятия провожу в форме игры , где дети и я вместе с ними играем в ученых-сыщиков. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.
Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься. Можно рассказать ребенку о магните и явлении магнетизма.
Что такое магнит? Магниты — это куски железа или сталиобладающие способностью притягивать железные предметы, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт № 1. «Липнет – не липнет».
Материалы: скрепки, пуговицы, спички, гвозди.
Рассыпьте на столе различные железные, пластмассовые, деревянные предметы. Посмотрите, какие предметы притягиваются к магниту, а какие нет. Это занятие надолго увлекает ребенка. Для него настоящее открытие то, что магнит «липнет» к ванне, батарее, трубам, кастрюлям.
А потом пробуем, может ли действовать магнит на железные предметы через другие материалы?
Опыт №2. « Сквозь преграды».
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.
- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?
Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент (прокладывание под водой нефтепровода – используют магнит). Детям в данном случае уместно показать презентацию, как люди используют свойства магнита.
Перейдем к экспериментам с водой. Игры – эксперименты с водой можно организовать в виде сказки.
Сказка называется «Путешествие котенка Гав».
Как вы уже знаете котенок Гав был очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ранним утром ему захотелось поиграть на полянке с мячиком. Взяв с собой резиновый мячик, он вышел со двора. Вокруг было много цветов, летали бабочки, пчелы. Играя с мячиком, он стал любоваться красотой этого мира и не заметил как его мячик укатился в пруд. В нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и котенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1.
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Вдруг котенок Гав увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт 2.
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт 3.
Оборудование: литровая банка, крышка с дырочками, кубики льда, горячая вода.
Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что происходит? Почему? Лед тает от теплого воздуха, в дырочки стекает талая вода, имитируя капельки дождя.
Прошло немного времени, и дождь закончился. Его мячик оказался на другом берегу пруда. Котенок Гав стал думать как переплыть пруд, чтобы достать мячик. А иначе он может утонуть. Нужно смастерить плот, подумал он и стал сооружать плот из камней.
Опыт 4.
Оборудование: тазик с водой, камни, кора дерева.
Опустить камень в воду. Почему камень падает в воду?
Вывод: Он тяжелее воды, поэтому тонет.
На таком плоту я не смогу переплыть через пруд. Но котенок Гав не отчаивался. Он увидел бревнышко, пустил его в воду, встал на него и поплыл.
Опустить кору дерева в воду. Почему не тонет?
Вывод: дерево легче воды, поэтому не тонет.
Также на своем бревнышке он добрался с мячиком до своего берега.
Наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, что добраться до дому ему помог его друг – щенок, поджидавший его у пруда.
Котенку Гав так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему утонул плот?
5. А самый главный вопрос остался открытым. Почему не утонул мяч?
На все эти вопросы взрослые в отличии от детей знают ответы. Наша задача удовлетворить любопытство детей и поддержать интерес к познанию окружающего мира.В заключение нашей встречи я предлагаю вашему вниманию «Памятку чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Спасибо за внимание!
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
НЕЛЬЗЯ:
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
МОЖНО:
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).