РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Роль отца в воспитании детей в семье»
(Форма проведения «Семинар-практикум»)
Подготовила и провела Иванова И.В., воспитатель первой квалификационной категории
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Оформить зимний сад пословицами об отце:
• Отец рыбак и дети в воду смотрят!
• Для дитяти отец всегда сильнее всех!
• Бог до людей, а отец до детей!
Приготовить приглашения на собрание.
Записать на магнитофон высказывания детей об отце.
Записать видеофрагменты «Что мы знаем и умеем».
Подготовить атрибуты для игр «Бабушкин сундук»,
В родительскую копилку «Чем занять ребёнка?»
Провести анкетирование на тему «Роль отца в воспитании детей», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, степень заинтересованности данной темой.
Подготовить буклет «Памятка родителям от ребёнка».
Подготовить презентацию «Роль отца в воспитании детей в семье».
ПОВЕСТКА ДНЯ
1. Консультация «Роль отца в воспитании детей».
2. Радиостанция «Малышок» Отгадай голос?
3. Игра «Бабушкин сундук».
4. Викторина про сказочных мальчиков и девочек.
5. Видеофрагменты «Что мы знаем и умеем».
6. В родительскую копилку «Чем занять ребёнка?»
1. «Роль отца в воспитании детей в семье»
Папа, ты самый хороший на свете,
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь,
Крепко за дружбу и руку держусь!
Пусть иногда ты бываешь суров.
Значит, так надо! Всегда будь здоров!
Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,
Солнечной, яркой и очень счастливой!
-Добрый вечер уважаемые папы и мамы. Спасибо всем, кто нашёл время и откликнулся на наше приглашение.
(Поздравление с прошедшим праздником «23 февраля»).
Тема сегодняшнего собрания «Роль отца в воспитании детей в семье». Отец! Какое это гордое звание. В нём всё и сердечная доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость. И, конечно, любовь к жене, к детям. Как хочется, чтобы каждый отец, услышав эти слова, понял, как он нужен своему ребёнку, своей семье, чтобы собственным примером, участием в детской судьбе, завоевал уважение и привязанность своих детей.
В нашей жизни есть много вещей, которые приходят и уходят. Можно купить вещь и спустя некоторое время продать её. Можно сделать карьеру и разрушить её. Можно выиграть миллион и проиграть миллиард. Можно жениться и спустя долгие годы развестись. Всё в нашей жизни приходит и уходит. Но есть вещи, которые невозможно изменить. И с рождением ребёнка Вы понимаете, что Я папа – это навсегда! Вы можете быть разным папой – добрым или плохим, хорошим или невнимательным, отзывчивым или забывчивым и ещё много и много каким….
Но то, что Вы отец этого маленького человечка, это уже навсегда.
Исходя из отличий материнской и отцовской любви, можем определять и различные роли отца для формирования личности в ребёнке.
- Отец – это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребёнка. Именно отец помогает осознать новорождённому его пол. Ты девочка! Ты мальчик!
- Папа для ребёнка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.
- Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.
- Отец единственный герой для ребёнка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребёнка пропадает страх.
- Отец – это божество! Отец всемогущ и неуязвим, он может всё в глазах ребёнка.
Не секрет, что сыновья подражают своим отцам в хорошем и в плохом. Срабатывает детское сознание: Я как папа!
Роль отца в воспитании детей велика. Отец важен как для сына, так и для дочери. И если сыну отец нужен как образец для подражания, то дочь нуждается в отцовском одобрении.
ПАПА ДЛЯ СЫНА…
Каждый отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, однако не каждый знает, как это воплотить.
Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в обществе отца, его любви. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, которые пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, то мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребёнок, скорее всего, потянется к матери и воспримет её интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
- Какие качества прививает отец сыну:
• мужское достоинство;
• рыцарское отношение к женщине;
• умение брать на себя ответственность;
• способность к труду и т.д.
ПАПА ДЛЯ ДОЧКИ…
Не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец – первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит её дальнейшая личная жизнь, её женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчёркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить своё равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.
Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.
Меж тем, участь ценить в отце качества, которые делают мужчину Настоящим Мужчиной, девочка, будущая женщина, готовит себя к выходу в мир, где мужчины не зря называются сильной половиной.
- Какие качества прививает отец дочери:
• гармоничность;
• само принятие;
• уверенность в себе;
• женское достоинство;
• интуитивно дочь выбирает себе партнёра такого же, как отец.
Для того чтобы ваш ребёнок вырос здоровым, счастливым и уверенным в себе человеком, вы должны ответить на следующий вопрос: Всегда ли то, что я хочу, будет для него хорошо?
• Будьте предельно откровенны с ребёнком во всех вопросах относительно его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.
• Сделайте так, чтобы ваш ребёнок знал, что вы от него хотите.
• С самого раннего детства учите вашего ребёнка понимать слова можно, нельзя, надо.
• Помните! Ребёнок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
• Рассказывайте о себе, своём детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось и что не получилось.
• Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.
• Развивайте в своём ребёнке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте её на чужие плечи.
Подведение итогов анкетирования.
2. Радиостанция «Малышок» Отгадай голос?
Предлагается родителям прослушать высказывания детей об отце и отгадать высказывания своего ребёнка.
Вопросы: - Как зовут твоего папу?
- Что вы любите делать вместе с папой?
3. Игра «Бабушкин сундук»
Для игры используется сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребёнка. Пригласить одного-двух пап для игры, которые решают, что пригодится в воспитании ребёнка, а что нет.
В сундуке находятся:
• книга русских народных сказок;
• ремень;
• фартук, кулинарная книга;
• спортивные атрибуты;
• банка варенья, шоколад, конфеты;
• горох;
• игрушка;
• букварь;
• альбом и краски;
• компьютерные игры.
4. Викторина про сказочных мальчиков и девочек.
Педагог предлагает родителям ответить на вопросы викторины, для этого необходимо вспомнить героев сказок.
1. Какой мальчик живёт в цветочном городе и носит большую голубую шляпу? (Незнайка).
2. У какой девочки голубые волосы? (У Мальвины).
3. Кто является самым «интересным мужчиной в расцвете сил» с пропеллером за спиной? (Карлсон).
4. Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка).
5. Как зовут самого доброго доктора? (Айболит).
6. Как зовут лукового мальчика? (Чиполлино).
7. Как зовут деревянного мальчика с длинным носом? (Буратино).
5. Видеофрагменты «Что мы знаем и умеем».
Показать родителям видеофильм о совместной работе педагогов и детей «Что мы знаем и умеем».
6. В родительскую копилку «Чем занять ребёнка?»
Педагог даёт практические советы с показом «Чем занять ребёнка?»
• схема описательных рассказов;
• пазлы (магнитные, простые);
• волчок;
• узловки;
• сложи из спичек, палочек;
• конструктор «Лего»;
• работа с карандашом (раскраски, штриховка, обведи по точкам, дорисуй, чего не хватает);
• настольная игра с кубиком и фишками.
7. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
- Мы признательны всем, кто нашёл сегодня время после работы рабочего дня прийти в детский сад для общения с педагогами. После состоявшейся встречи давайте ещё раз задумаемся о словах известного российского писателя и историка Николая Михайловича Карамзина: Без хороших отцов нет хорошо воспитанных детей, несмотря на все институты, университеты, школы.
И в заключении:
Удачи Вам в этом. Будьте самым лучшим в мире папой!
Ведь для своего ребёнка Вы всегда им будете.
Анкета для пап.
Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):
мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнкуотец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец;
дополните, если хотите ………………………………………………………….
2. С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3.Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом…………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
5.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?.........................................
………………………………………………………………………………………..
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?........................................................
………………………………………………………………………………………..
7.Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?......
………………………………………………………………………………………..
8. Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?..............................
………………………………………………………………………………………..
10. На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да,
нет, мать и отец во всём могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом;
дайте свой ответ…………………………………………………………………….
11. Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю», фразы, подчёркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?
часто; иногда; редко; почти никогда.
12. Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём (подчеркните)?
часто; иногда; редко; почти никогда.
13. Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?....................................
………………………………………………………………………………………..
14. Какие трудности в общении с детьми?..............................................................
………………………………………………………………………………………..
15. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?......
………………………………………………………………………………………..
16. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?.......
………………………………………………………………………………………..
17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?.......................................
………………………………………………………………………………………..