System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Планирование / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Портал образования Чувашии
 
Get Adobe Flash player
Планирование
Календарно-тематическое планирование курса химии 8 класса
Авторы:              В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, А.А.Дроздов,
                           В.И.Теренин
  Тема урока оборудование урока домашне задание
  Первоначальные химические понятия.    
  (15 часов)    
1  Предмет химии . Правила ТБ в кабинете.   стр. 3-4, 267
  Место химии среди естественных наук    
2 Понятие о вещесвах.   .§1,2
3  Практическая работа  № 1  Знакомство с лабораторным оборудованием.   .§3
4 . Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. лабораторная работа № 1 .§4,5
5 Практическая работа №2    стр.270
Очистка поваренной соли    
6 . Физические и химические явления. лабораторная работа №2 .§6
7 . Атомы. Химические элементы.   .§7
. Атомно- молекулярная теория. Молекулы.   8
8  Закон постоянства состава веществ молекулярного строения. 9.
9 . Классификация веществ. Простые и сложные вещества. лабораторная работа №3 10,упр.1-5.
10 . Относительная атомная  и относительная молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества.   11,упр.1-7.
11 . Массовая доля химического элемента в соединении.  
12 . Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций.   11,упр.8-14.
13  Составление уравнений химических реакций.   12,упр.1-5.
14  Типы химических реакций лабораторная работа №4,5, 6 12,упр.6-10.
15 Типы химических реакций. Контрольная работа №1. лабораторная работа №6 13,упр.1-3.
  .    13,упр.4-7.
      Глава 1.
  Кислород.Оксиды.Валентность (6часов)    
18 .Кислород. Получение кислорода в лаборатории. лабораторная работа №7  
19 . Химические свойства кислорода.  
20 . Валентность. Составление формул оксидов.   14,упр.1-8; 15, упр.1-7.
21 . Воздух. Горение веществ на воздухе.   17,упр.1-7.
22 Получение кислорода в промышленности и его применение.   17,упр.1-7.
23 . Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»   1819,упр.1-7.
  Водород.Кислоты.Соли ( 8 часов)    
24 24. Водород. Получение водорода в лаборатории. лабораторная работа №9,10 20,упр.1-7.
25 25. Химические свойства водорода.    
26 26. Применение водорода. Получение водорода в промышленности.  
27 27. Кислоты. лабораторная работа №8,11 21,22
28 28. Соли.   23,упр.1-11.
29 29. Кислотные оксиды.     24, упр.1-6.
30 30. Повторение и обобщение тем: «Кислород. Оксиды. Валентность», «Водород. Кислоты. Соли».   25,упр.1-6.
  31. Контрольная работа №2.   26,упр.1-11.
31 Вода.Растворы.Основания (8часов)  
32 32. Физические свойства воды. Перегонка как способ разделения смесей. 27,упр.1-6.
33 33. Растворы. Растворимость твердых веществ в воде. Растворимость газов и жидкостей в воде. лабораторная работа №12 Главы 2,3.
34 34. Концентрация растворов.    
35 35. Массовая доля растворенного вещества.    
36 36. Приготовление растворов.   28,упр.1-8.
37 37. Практическая работа №4 «Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества».   29,упр.1-11;
38 38. Химические свойства воды. 31,упр.1-5.
39 39. Основания. лабораторная работа №13,14 31,упр.1-4.
  Обобщение сведений о классах неорганических веществ ( 9часов)  
40 40. Общая характеристика оксидов.   31,упр.5-14.
41 41. Взаимодействие веществ, обладающих кислотными и основными свойствами. лабораторная работа №16,17 32,упр.1-8.
42 42. Взаимодействие оксидов с кислотами и основаниями.   Практикум.
43 43. Реакции обмена в водных растворах. лабораторная работа №18  
44-45 44-45. Генетическая связь между различными классами неорганических веществ.   33,упр.1-7.
46 46. Практическая работа № 5 «Экспериментальное решение задач по теме: Важнейшие классы неорганических веществ».   Главы 4,5.
47 47. Повторение и обобщение знаний по темам: «Вода. Растворы. Основания», «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений».    
  48. Контрольная работа № 3    
48 Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева (5 часов)    
49 49. Первые попытки классификации химических элементов.   39,упр.1-6.
50 50. Амфотерность. лабораторная работа №19 40,упр.1-9.
51 51. Периодический закон. Периоды.   41,упр.1-8.
52 52. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы.   42,упр.1-8.
53 53. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе   43,упр.1-6.
  Строение атома.Современная формулировка Периодического закона (5 часов)    
54 54. Ядро атома.   44,упр.1-6.
55 55. Порядковый номер элемента. Изотопы.    
56 56. Электроны в атоме. Орбитали.   45,упр.1-11.
57 57. Строение электронных оболочек атомов.   46,упр.1-5.
58 58.  Изменение свойств элементов в периодах и главных подгруппах. Электроотрицательность.    
Химическая связь (9часов)    
59 59. Химическая связь и энергия.   47,упр.1-4.
60 60. Ковалентная связь.   48,упр.1-15.
61 61. Полярная и неполярная связь. Свойства ковалентной связи.   49,упр.1-6.
62 62. Ионная связь.   50,упр.1-8.
63 63. Металлическая связь.   51,упр.1-9.
64 64. Валентность и степень окисления.   52,упр.1-7.
65 65. Твердые  вещества. лабораторная работа №20  
66 66. Обобщение и систематизация знаний по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях. Химическая связь»    53,упр.1-4.
67 67. Контрольная работа №4   54,упр.1-12.
68 68. Путешествие в мир элементов    
Резервное время- 2 часа    

Администрация Чебоксарского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кугесьский лицей»

 

                                                       

 

                                                                      

Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса
Авторы:              В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, А.А.Дроздов,
                           В.И.Теренин
Часы Тема урока Оборудование урока задание на дом
  1.Стехиометрия. Количественные соотношения в химии.     
  (10 часов)    
1 1.Основные понятия химии.Расчеты по химическим   конспект
  формулам    
2 Моль- единица количества вещества коллекция веществ 1, упр.1-7.
3  Молярная масса.   2, упр. 1-12.
4  Вывод простейшей формулы вещества.   3, упр.1-5.
5  Закон Авогадро. Молярный объем газов.   4, упр.1-13.
6 Решение задач модели   5,6 упр.1-11.
7  Относительная плотность газов.    
8  Расчеты по уравнениям реакций. Избыток, выход продукта реакции, примеси.   7, упр.1-9.
9  Повторение и обобщение темы: «Стехиометрия. Количественные соотношения в химии».   8,9,упр.1-13.
10  Контрольная работа№1.   10, упр. 6
11   Глава 1.
12    
  2. Химическая реакция. (14часов)    
13 Электролиты и неэлектролиты   11,упр.1-16.
14  Диссоциация  кислот, оснований , солей   12.
15  Сильные и слабые электролиты.   13,упр.1-8.
16  Кислотность среды. Водородный показатель. Л.о.№2 «Определение кислотности среды универсальным индикатором». 12, упр.1-10.
17  Реакции ионного обмена и условия их протекания. Л.о.№3 «Реакции обмена в растворах электролитов». 13, упр.1-12.
18  Практическая работа №1: «Экспериментальное решение задач по теме: «Электролитическая диссоциация»».   9-14, практикум.
19  Окисление и восстановление.   14,упр.1-9.
 Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций. Электронный баланс. Л.о.№4 «Окислительно- восстановительные реакции». 15,упр.1-11.
       
20  Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов.   16,упр.1-7
21  Электролиз расплавов и растворов.   17,упр.1-4.
22  Тепловые эффекты химических реакций.   18,упр.1-11.
23 .Скорость химических реакций.   19,упр.1-4.
24  Обратимые реакции. Химическое равновесие.   20,упр.1-4
25  Повторение и обобщение темы: «Химическая реакция».   Глава 2.
 
26 . Контрольная работа№2.    
  3.Неметаллы.22 часа    
  Общая характеристика неметаллов   21,упр.1-4.
  27. Хлор.   22,упр.1-8.
  28. Хлороводород и соляная кислота. Л.о. №5 «Качественные реакции на соляную кислоту» 23,упр.1-8.
  29. Галогены.   24,упр.1-8.
  30. Сера.   25,упр.1-8.
  31.Серная кислота. Л.о.№6 «Изучение свойств серной кислоты». 26,упр. 1-10.
  32. Азот.   27,упр.1-5.
  33. Аммиак. Л.о.№7 «Изучение свойств водного раствора аммиака». 28,упр.1-9.
  34. Практическая работа №2 «Получение аммиака и изучение его свойств».    
35-36 35.-35 Азотная кислота.   29,упр.1-10.
37 36. Фосфор.Фосфорная кислота   30,упр.1-7.
38 37. Углерод.   32,упр.1-7.
39 38. Уголь.   33,упр.1-5.
40 39. Угарный и углекислый газы. Л.о. №8 «Изучение свойств раствора карбоната натрия». 34,упр.1-10.
41 45. Практическая работа №3 «Получение углекислого газа и изучение его свойств».    
42 40. Угольная кислота и ее соли.   35,упр.1-7.
43 41. Круговорот углерода в природе.   36,упр.1-4.
44 42. Кремний и его соединения.   37,упр.1-8.
45 43. Практическая работа №4 «Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы»».   Практикум.
  46. Повторение и обобщение темы: «Неметаллы».   Глава 3.
  47. Контрольная работа №3.    
  4. Металлы.     
  (10 часов)   38,упр.1-6.
  49. Простые вещества- металлы. Л.о. №9 «Физические свойства металлов». 38, 39,упр.1-8.
  50. Получение металлов. Применение металлов в технике.   40,упр.1-8.
  51. Щелочные металлы. Л.о. №10 «Свойства гидроксида натрия». 41,упр.1-8.
  52. Кальций.   42,упр.1-7.
  53. Алюминий.   43,упр.1-8.
  54. Железо.   44,упр.1-7.
  55. Практическая работа №5 «Экспериментальное решение задач по теме: «Металлы»».   Практикум.
  56. Повторение и обобщение темы: «Металлы».   Глава 4.
  57. Контрольная работа №4.    
  5. Основы органической химии.     
  (10 часов)   45,упр.1-6.
  59. Многообразие органических веществ. Особенности строения органических веществ.   46,упр.1-11.
  60. Углеводороды.   47,упр.1-20.
  61.Природные источники углеводородов.   48,упр.1-9.
  62. Спирты.   49,упр.1-8.
  63.Углеводы.   50,упр.1-11.
  64. Карбоновые кислоты. Л.о. №11 «Изучение свойств уксусной кислоты». 51,упр.1-8.
  65. Аминокислоты. Белки.   52,упр.1-9.
  66. Повторение и обобщение темы: «Основы органической химии».   Глава 5.
  67.Повторение и обобщение курса 9 класса.    
  (1 час)    
  68. Путешествие в мир веществ. Итоговый урок    
Резерв- 2 часа

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса химии 10 класса
Авторы: О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин
1 час в неделю
№ урока тема урока оборудование урока
2часа Введение   
1. Предмет органической химии.  Место и роль органической химии в системе наук о природе.Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. компьютер
2. Строение атома углерода.Валентные состояния атома углерода учебник, шаростержневые модели 
2 часа Строение и классификация органических соединений  
3. Классификация органических соединений.Основы номенклатуры органических соединений.Изомерия в органической химии и ее виды учебник , компьютер
4. Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений дидактический материал
1 час  Химические реакции в органической химии.  
5 Типы химических реакций в органической химии.Типы реакционноспособных частиц  учебник 
10 часов  Углеводороды   
6 Понятие об углеводородах.Природные источники углеводородов. таблицы, компьютер
7 Алканы. Строение,  физические и химические свойства.Циклоалканы.  компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
8 Алкены. Строение,  физические и химические свойства. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
9 Решение задач на установление молекулярной формулы веществ  
10 Алкины. Строение,  физические и химические свойства. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
11 Алкадиены. Строение,  химические свойства.Применение. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
12 Арены. Строениебензола,  физические и химические свойства. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
13 Практическая работа №1. парафин, спиртовка, лабораторный штатив. Проволока. Держалка
14 Практическая работа № 2. этанол, серная кислота конц.. Прибор для нагревания
15 Генетическая связь между классами углеводородов.  
16 Обобщение знаний по теме «Углеводороды» дидактический материал, учебник
17 Контрольная работа №1.  
2 часа  Спирты и фенолы.   
18 Спирты.Классификация .Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
19 Фенолы. Строение, физические и химические свойства фенола, Применение фенола. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
1 час  Альдегиды. Кетоны.   
20 Альдегиды: классификация, номенклатура. Физические и химические свойства.  компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
4 часа Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.   
21 Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические  и химические свойства предельных одноатомных карбоновых кислот. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
22 Сложные эфиры и жиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.Мыла и СМС компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
23 Практическая работа № 3  
24 Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие углеводлороды» дидактический материал
25 Контрольная работа №2.  
2 часа  Углеводы.   
26 Углеводы, их состав и классификация.Глюкоза и фруктоза. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
27 Дисахариды и полисахариды. Крахмал, целлюлоза, их биологическая роль. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
5часов Азотсодержащие соединения.   
28 Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.Химические свойства аминов. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
29 Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенклатура. Получение аминокислот. компьютер, шаростержневые модели. Виртуальная химия
30 Белки как биологические полимеры. Их биологические функции. Значение белков.Нуклеиновые кислоты. компьютер
31 Обобщение и систематизация знаний об углеводах и азотсодержащих соединениях. таблицы, компьютер
32 Контрольная работа №3  
2 часа  Биологически активные вещества.   
33 Витамины.Ферменты компьютер
34 Гормоны.Лекарства компьютер

 

                                                        Утверждена:     « 30  » августа 2010 года

                                                          Директор:                       Н.В. Вершинина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

курса  химии

для  общеобразовательных учреждений

 

 

 

Основная школа- 2 года

Средняя (полная) школа-2 года

Базовый уровень

Профильный уровень

 

 

 

 

 

Данная рабочая программа разработана на основе программы курса химии для 8-9 классов/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В.Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2008; программы курса  химии для 10-11 классов/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И.Тренин- М.: Дрофа, 2006.

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель химии Арсентьева Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа по химии для 8-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции химического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов химии и проявления творческой инициативы учителя.

В соответствии с новым учебным планом в школе изучаются основы неорганической химии в 8-9 классах, органической химии 10 классе. В 11 классе проводится заключительное обобщение и углубление знаний по неорганической и органической химии. Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.

Программа предполагает получение учащимися представления о методах познания,
характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой
культуры. Школьники должны научиться химически грамотно использовать вещества и
материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические
задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и
окружающей  среде.

Основная идея курса 8-9  класса – привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами. Введение дополнительных химических понятий чередуется с рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном обязательным минимумом.

При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов- вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.

Школьники учатся самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями Содержание курса химии 8-11 классов способствует формированию у учащихся знаний о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) - трудолюбию, аккуратности и собранности.

.           В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне.

          

 

 

8 класс

Содержание учебного материала

(68 часов, 2 часа в неделю)

  1. Первоначальные химические понятия.(17 часов)

   Место химии среди естественных наук. Предмет химии. Вещество. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание).

   Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Химические процессы в окружающем мире. Принцип действия огнетушителя.

   Химический элемент как вид атомов. Символы химических элементов. Распространенность химических элементов на Земле и космосе.

   Атомно- молекулярная теория. Значение работ М.В.Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.

   Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

   Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические неорганические вещества.

   Масса атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массах. Массовая доля химического элемента в соединении.

   Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение,обмен.

Лабораторные работы

1Разделение смесей.

  1. Физические явления и химические реакции(нагревание парафина, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании).
  2. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
  3. Реакция соединения.
  4. Разложение малахита.
  5. Реакция замещения, обмена.

Практические работы

  1. Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Демонстрации

  1. Примеры тел и веществ.
  2. Образцы смесей.
  3. Разделение смесей.
  4. Опыты, иллюстрирующие признаки и условия протекания химических реакций.
  5. Примеры веществ молекулярного и немолекулярного строения.
  6. Образцы простых и сложных веществ.
  7. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
  8. Горение магния.
  9. Вытеснение меди железом из раствора медного купороса.

Расчетные задачи

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
  2. Вычисление массовой доли химического элемента в химическом соединении.

2. Кислород. Оксиды. Валентность.(6 часов)  

   Кислород: распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

   Оксиды металлов и неметаллов.

   Валентность. Составление формул по валентности.

   Воздух- смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах.

   Горение веществ на воздухе. Температура воспламенения. Тушение пожаров. Медленное окисление.

Лабораторные работы

7.  Получение кислорода разложением пероксида водорода.

Практическая работа

3.Получение и свойства кислорода.

Демонстрации

1.       Получение кислорода, собирание его в сосуд.

2.       Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде.

3.       Определение состава воздуха.

4.       Приемы тушения пламени.

5.       Получение водорода в аппарате Киппа, горение кислорода в воздухе.

6.       Взрыв гремучего газа.

   3. Водород. Кислоты. Соли. (8 часов)  

   Водород: распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и в промышленности, применение. Понятие о ряде активности металлов.

   Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту. Кислотные оксиды.

Лабораторные работы

8.  Взаимодействие кислот с металлами.

9. Получение водорода и изучение его свойств.

10. Восстановление оксида меди (II) водородом.

 11Ознакомление со свойствами соляной и серной кислот.

Демонстрации

 1.  Восстановление оксида металла водородом.

1.       Образцы кислот.

4. Вода. Растворы. Основания. (8 часов) 

Вода: физические свойства. Перегонка как способ разделения смесей. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды в природе.

   Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры. Массовая доля растворенного вещества.

   Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно- основных индикаторах. Дегидратация нерастворимых оснований.

Лабораторные работы

      12. Растворимость твердых веществ в воде.

13. Ознакомление со свойствами щелочей.

14. Дегидратация гидроксида меди (II).

Практическая работа

4.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации

1.Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

  1. Получение дистиллированной воды перегонкой.
  2. Зависимость растворимости слои от температуры.
  3. Взаимодействие натрия с водой.
  4. Гашение извести.

5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. (9 часов)

     Оксиды: классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.

   Кислоты: классификация с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Реакция нейтрализации.

   Условия, при которых протекают реакции обмена.

   Основания: классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании.

   Соли: реакции с кислотами, щелочами и другими солями.

   Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Лабораторные работы

15.Ознакомление с образцами оксидов.

16.Реакция нейтрализации.

17.Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

18.Реакции обмена в водных растворах.

Практическая работа

     5. Экспериментальное решение задач по теме: «Основные классы неорганических соединений».

Демонстрации

  1. Нейтрализация кислоты щелочью.
  2. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей.

6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (5 часов) 

   Первые попытки классификации химических элементов. Семейства химических элементов со сходными свойствами.

   Амфотерные оксиды и гидроксиды.

   Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.

   Научный подвиг Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов.

Лабораторные работы

19. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

Демонстрации

1.       Образцы щелочных металлов и галогенов.

2.       Получение оксидов некоторых химических элементов третьего периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание  растворов индикаторами.

7. Строение атома. Современная формулировка периодического закона. (5 часов)

   Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы. Порядковый номер химического элемента- Заряд ядра его атома. Современная формулировка периодического закона.  Представление о ядерных реакциях.

   Строение электронных оболочек атомов химических элементов первых трех периодов. Характеристика химических элементов №1-20 на основании их положения в Периодической системе и строения атомов.

   Металлы и неметаллы в Периодической системе. Электроотрицательность.

8. Химическая связь. (7 часов)

Химическая связь и энергия.   Ковалентная связь: механизмы образования, полярная и неполярная связь. Свойства ковалентной связи.   Ионная связь. Координационное число. Металлическая связь. Валентность и степень окисления.

   Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные, молекулярные и ионные кристаллы.

   Краткие сведения о строении и свойствах жидкостей и газов. Жидкие кристаллы.

Демонстрации

  1. Модели кристаллических решеток ионных и ковалентных соединений.

Лабораторные работы

20. Возгонка йода.

9. Обобщающее повторение. (3 часа).

 

 

 

 

Результаты образования

 

 

  В результате изучения химии в 8 классе учащиеся  должны:

знать и понимать

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;        

  - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;       

      - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

 - называть: химические элементы, соединения изученных классов;   

 - объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  - характеризовать: химические элементы малых периодов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

   - определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;

    -составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

                 - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

   - распознавать опытным путем: кислород, водород,   растворы кислот и щелочей;

    -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      - безопасного обращения с веществами и материалами;

                    - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

                    -критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

      - приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала  9класса

(68 часов, 2 часа в неделю)

 

1.Стехиометрия. Количественные отношения в химии. (10 часов)

      Моль- единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам: нахождение массовой доли химического элемента в соединении. Вывод простейшей формулы соединения.

   Расчеты по уравнениям реакций.

   Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов. Более сложные расчеты по уравнениям реакций: одно из исходных веществ  взято в избытке, выход продукта химической реакции, примеси.

Демонстрации

1.       Образцы некоторых соединений количеством 1 моль.

2.       Молярный объем идеального газа.

Расчетные задачи

  1. Вычисление массовой доли химического элемента в химическом соединении по химической формуле.
  2. Вычисление массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из реагентов или продуктов.
  3. Вычисление по уравнению химической реакции массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей, или с учетом выхода.
  4. Вычисление по уравнению химической реакции объема газа по известной массе, количеству вещества или объему одного из реагентов или продуктов.
  5. Вычисление по уравнению химической реакции  массы продукта при условии, что одно из исходных веществ взято в избытке.
  6. Расчеты объемных отношений газов в химических реакциях.

2. Химическая реакция.(15 часов)

   Электролитическая диссоциация веществ. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Кислотность среды. Водородный показатель. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Правило Бертолле.

   Окисление и восстановление. Типичные окислители и восстановители Составление  уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод  электронного баланса. Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз расплавов и растворов.

   Тепловые  эффекты химических реакций. Экзо -, эндотермические реакции.  

   Скорость химических  реакций. Зависимость скорости реакции от природы и концентрации реагирующих веществ, температуры и давления. Катализаторы.

Обратимые реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Лабораторные работы

  1. Определение кислотности среды универсальным индикатором.
  2. Реакции обмена в растворах электролитов.
  3. Окислительно- восстановительные реакции.

Практическая работа

1. Экспериментальное решение задач по теме: «Электролитическая диссоциация».

Демонстрации

  1. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений.
  2. Разложение дихромата аммония.
  3. Разложение воды электрическим током.
  4. Экзотермические и эндотермические реакции.
  5. Зависимость скорости растворения металла в соляной кислоте от природы металла, площади соприкосновения веществ, концентрации кислоты и температуры.

3.       Химия неметаллов.(22 часа)

      Общая характеристика неметаллов. Хлор: физические и химические свойства,получение, применение. Хлороводород и соляная кислота. Соли соляной кислоты: нахождение в природе, применение. Галогены. Возможные степени окисления. Особенности фтора. Бром. Йод. Качественная реакция на галогенид- ион.

   Сера: нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Получение (без технологической схемы) и применение серной кислоты.

     Азот как простое вещество: физические и химические свойства, получение и применение. Проблема связывания атмосферного азота.

   Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без технологической схемы) и применение. Соли аммония. Донорно-акцепторная связь.

Азотная кислота: получение, физические и химические свойства, реакции с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота в природе.

   Фосфор. Полиморфизм фосфора. Получение и применение красного фосфора. Фосфорная кислота. Соли фосфорной кислоты, дигидрофосфаты,  гидрофосфаты, фосфаты.   Минеральные удобрения.

Углерод Аллотропные модификации углерода. Уголь. Адсорбция. Применение в промышленности.  Угарный газ и углекислый газы. Физические и химические свойства. Использование  в промышленности.Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект и его последствия.

   Кремний и его соединения. Оксид кремния(IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Цемент и бетон.  

Лабораторные работы

5.Качественные реакции на соляную кислоту.

6.Изучение свойств серной кислоты.

7.Изучение свойств водного раствора аммиака.

8.Изучение свойств раствора карбоната натрия.

Практические работы

2.Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

3.Получение аммиака и изучение его свойств.

4.Получение углекислого газа и изучение его свойств.


 

Демонстрации

1.       Получение хлора и изучение свойств хлорной воды.

2.        Вытеснение одного галогена другим из растворов галогенидов.

3.       Качественная реакция на галогенид- ион.

4.       Получение и свойства озона.

5.       Реакция соединения серы и железа.

6.       Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ.

7.       Действие концентрированной кислоты на медь и сахарозу.

8.       Обугливание лучинки концентрированной серной кислотой.

9.        Растворение аммиака в воде.

10.    Получение аммиака из хлорида аммония и его взаимодействие с хлороводородом.

11.    Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.

12.    Превращение красного фосфора в белый. Свечение белого фосфора в темноте.

13.     Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой.

14.     Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде.

15.     Кристаллические решетки графита и алмаза


 

 

4. Общие свойства элементов-металлов 9 часов)

  Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Строение атомов металлов. Распространенность в земной коре.

Простые вещества-металлы. Общая характеристика свойств металлов. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Получение металлов. Применение металлов в технике. Сплавы (сталь, чугун, дюралюмин).

.Щелочные металлы. Общая характеристика. Гидроксид натрия. Применение.

Кальций. Химические свойства. Соединения кальция: гашеная известь,  гипс, алебастр. Нахождение в природе. Применение.

Алюминий. Нахождение в природе и распространенность в земной коре. Свойства алюминия. Применение сплавов алюминия.

Железо. Физические и химические свойства. Качественная реакция на ион железа (III). Понятие о металлургии. Получение сплавов железа.

Лабораторные работы

      9. Физические свойства металлов.

      10. Свойства гидроксида натрия.

Демонстрации

1.       Взаимодействие натрия и кальция с водой.

2.       Восстановление оксида железа(III) алюминием.

3.       «Сатурново дерево» (взаимодействие цинка с раствором нитрата свинца).

4.       Коррозия железа.

 Практическая работа

  5.Экспериментальное решение задач по теме: «Металлы».

5.Основы органической химии.(10 часов)

      Многообразие и классификация органических веществ. Особенности строения органических веществ. Гомологи и изомеры. А.М. Бутлеров, один из основателей органической химии.

Углеводороды: строение, свойства. Природные источники углеводородов. Виды углеводородного топлива и экологические последствия его использования.

     Спирты. Классификация. Использование в народном хозяйстве.

     Углеводы. Классификация. Применение моно-, ди-, полисахаридов.

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Высшие карбоновые кислоты. Жиры.

Аминокислоты. Белки. Структура белков. Роль белков в организме.
Лабораторные работы

11.Изучение свойств уксусной кислоты.

Демонстрации

1.       Физические и химические свойства гексана.

2.       Получение и свойства этилена.

  1. Обобщение (2часа)
    1. Путешествие в мир веществ.

 

 

 

 

 

Результаты образования

 

 

 

В результате изучения химии в 9  классе учащиеся  должны:

знать и  понимать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, закон Авогадро,периодический закон;

-   основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;

 уметь

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 - определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

      - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для представления в различных формах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса 11 класса (профиль)

Тема 1. Строение атома ( 11 часов).

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, прото­ны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, р, d, f). Главное квантовое число. Энерге­тические уровни и подуровни. Взаимосвязь глав­ного квантового числа, типов и форм орбита-лей и максимального числа электронов на под­уровнях и уровнях

Электрон­ные конфи­гурации ато­мов химиче­ских элемен­тов. Принцип Паули, правило Гунда. Электрон­но-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d-, /семейства

Валентные возможно­сти атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факто­ры, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления»

Периодиче­ский закон и Периодиче­ская система химических элементов Д. И. Менде­леева в свете учения о строении атома. Периодиче­ский закон и Периодиче­ская система химических элементов Д. И. Менде­леева в свете учения о строении атома.

Тема 2. Строение вещества (12часов).

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристалли­ческие решетки.

Ковалентная химическая связь и ее классифи­кация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицатель­ности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей , по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентнои связью: атомные и молекулярные. Металлическая химическая связь и металличе­ские кристаллические решетки. Водородная связь межмолекулярная и внутримо­лекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение. Единая природа химических свя­зей. Ионная связь как предельный случай кова­лентнои полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе и т. д.

Свойства ковалент­нои химиче­ской связи. Насыщаемость, поляризуемость; направлен­ность связи   геометрия молекулы

Геометрия молекул органических и неорганиче­ских веществ. Гибридиза­ция элект­ронных орбиталей. Геометрия молекул. spz-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2'-гибридизация у алкенов, аренов, диенов, графита и соединений бора; sp-гибридизация у алкинов, карбина и соединений бериллия.

 

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсион­ная среда и дисперсная фаза. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Коллоидные и истинные растворы

Теория строения химических соединений. Предпосылки создания ТХС: работа предшест­венников (Дюма, Велер, Жерар, Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личност­ные качества А. М. Бутлерова. Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изо­мерия в неорганической химии. Взаимное влия­ние атомов в молекулах органических и неорга­нических веществ.

Основные направления развития ТХС: изучение зависимости свойств веществ не только от хими­ческого, но и от их электронного и пространст­венного строения. Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярностъ

Диалектиче­ские основы общности двух веду­щих теорий химии. Диалектические основы общности закона перио­дичности Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы пред­шественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новых элементов — Ga, Se, Ge и нового вещест­ва — изобутана) и развитии (три формулировки.

Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структур­ное звено, степень полимеризации, Мг. Способы получения полимеров: реакции поли­меризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморф­ность, стереорегулярностъ.

Тема 3. Химические реакции (22 часа).

Классифика­ция химиче­ских реакций в органиче­ской и неор­ганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции.

Реакции аллотропизации и изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующих­ся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления эле­ментов, образующих вещества (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитиче­ские); по механизму {радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию {фото­химические, радиационные, электрохимические, термохимические).

Почему идут химические реакции. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия, экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравне­ния. Теплота образования. Закон Гесса. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие  на  скорость химической реакции. Понятие о v . Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияю­щие на v . Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Катализ гомо-, гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами.

Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновес­ные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.

Окислитель­но-восстано­вительные реакции (ОВР.) Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР.Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии.

Электроли­тическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания в свете представле­ний об ЭД.

Степень электролитической диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов.

    Диссоциация воды. Константа ее диссоциации.Ионное произведение воды. Водородный

показатель — рН. Среды водных растворов электролитов.Влияние рН на химические и биологические процессы.

     Понятие «гидролиз». Гидролиз органических ве­ществ (галогеналканов, сложных эфиров, углево­дов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неор­ганических веществ, в том числе гидролиз солей (3 случая). Ступенчатый гидролиз. Необрати­мый гидролиз. Практическое применение гидро­лиза.

Тема 4. Вещества и их свойства (30 часов).

              Классифика­ция органи­ческих веществ. Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Произ­водные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кисло­ты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

            Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов.

Простые вещества — металлы! металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Об­щие физические свойства металлов. Общие хи­мические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кисло­родом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органи­ческими веществами (спиртами, галогеналкана-ми, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов. Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

              Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро-   и электрометаллургия Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение.

           Положение неметаллов в Периодической систе­ме, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в Периодиче­ской системе.

Неметаллы — простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химиче­ские свойства неметаллов. Окислительные свой­ства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстанови­тельные свойства неметаллов в реакциях со фто­ром, кислородом, сложными веществами-окис­лителями. Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений неметаллов синтезом и косвенно.

            Кислоты ор­ганические и неоргани­ческие. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот.

Общие свойства кислот: взаимодействие органи­ческих и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидро-ксидами, с солями, образование сложных эфи-ров.

Особенности свойств H2S04 (конц.) и HN03. Особенности свойств СН3СООН и НСООН

            Основания органиче­ские и неор­ганические. Основания в свете протолитической теории.Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

           Амфотерные соединения в свете протолитиче­ской теории.

Амфотерность оксидов и гидроксидов переход­ных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами.

Понятие о комплексных соединениях. Комп-лексообразователъ, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие.

            Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере Са и Fe), неметалла (на примере S и Si), переходного эле­мента (Zn).

Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содер­жащих два атома углерода). Единство мира веществ.

Тема 5. Химический практикум (9 часов).

          Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств. Скорость химических реакций, химическое равновесие. Сравнение свойств неорганических и органиче­ских соединений. Решение экспериментальных задач по неоргани­ческой химии. Решение экспериментальных задач по органиче­ской химии. Генетическая связь между классами неорганиче­ских и органических веществ.

Тема 6. Химия в жизни общества ( 8часов).

        Химия и про­изводство. Химическая промышленность и химические технологии. научные принципы химического производства;    защита окружающей среды и охрана труда
при химическом производстве; основные стадии химического производства.

        Химия и сельское хозяйство. химизация сельского хозяйства и ее направления;

растения и почва; удобрения и их классификация;      химические средства защиты растений; отрицательные последствия применения пес­тицидов и борьба с ними;

химизация животноводства.

           Химия и эко­логия.  Химическое загрязнение окружающей среды; охрана идросферы от химического загрязне­ния; охрана почвы от химического загрязнения; охрана атмосферы от химического загрязне­ния; охрана флоры и фауны от химического загряз нения; биотехнология и генная инженерия .

Химия и повседневная жизнь чело­века. Домашняя аптека; моющие и чистящие средства;

средства борьбы с бытовыми насекомыми; средства личной гигиены и косметики;

химия и пища; маркировка упаковок пищевых и гигиениче­ских продуктов, умение их читать; экология жилища.

 

 

 

Результаты образования

 

 

В результате изучения химии в 11 классе учащиеся  должны:

Знать и понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие; углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
  •  основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации; строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, пластмассы, химические волокна;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
  • характеризовать: элементы малых и больших периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, амфотерных элементов, основных классов неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических  и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

 

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения  в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве.

 

 

 

 

 

 

 

Нормы и критерии оценивания.

 

Результаты обучения химии должны соответствовать об­щим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качествен­ные показатели ответов:

• глубина (соответствие изученным теоретическим обоб­щениям);

•осознанность (соответствие требуемым в программе уме­ниям применять полученную информацию);                             

•полнота (соответствие объему программы и информа­ции учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и класси­фикации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарак­терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима­тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 

Оценивание устного ответа учащихся

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным  языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:               

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.          

 

 

Оценка выполнения практических(лабораторных) работ

 

  1. Оценка экспериментальных умений

 

Оценка ставится на основании наблюдения за учащи­мися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны пра­вильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудова­нием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, эко­номно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные на­блюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ра­боте с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору­дованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со­блюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспе­риментальные умения.

 

  1. Оценка умений решать экспериментальные задачи

 

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущест­венных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объясне­нии и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

 

 

Оценка  контрольных работ

 

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной рабо­ты необходимо учитывать требования единого орфографи­ческого режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

 

 Оценка умений решать расчетные задачи

 

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за­дача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существен­ных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                  

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассужде­нии и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

 

 

 

Учебно- методическое и информационное обеспечение

 

 

Литература  для  учителя


 

1.       О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Настольная  книга  учителя.        «Дрофа», Москва, 2004 год.

2.       О.С. Габриелян. Химия  11  класс. Базовый  уровень. «Дрофа», 2007  год.О.С.       Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. «Общая химия в тестах, задачах,        упражнениях». 11 класс. «Дрофа».

3.  О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская «Химия. Настольная книга        учителя» 11 класс. часть1, часть2. «Дрофа».

4.  В.В.Еремин, А.А.Дроздов, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин «Химия. 8 класс.       Программа. Тематическое  и поурочное планирование с методическими       рекомендациями» М., «Оникс 21 век», «Мир и образование».
5.  В.В.Еремин, А.А.Дроздов, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин «Химия. 9 класс.      Тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями» М,  «Оникс 21 век», 2005.


 

 

 

Литература  для  учащихся

 


 

1. АртеменкоА. И. Удивительный мир органической химии / А.И.Артеменко. - М.:      Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.

2. Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Справочник школьника по химии (8-11     классы). 3-е изд. — М.: Дрофа, 1997.

3. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия, ответы на вопросы: теория и примеры решения       задач. — М.: 1-я Федерат. Книготорг. компания, 1997.

4. Книга для чтения по неорганической химии: Книга для учащихся. В 2-х ч. Ч.1 / Сост.     В. А. Крицман. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил.

5. Книга для чтения по неорганической химии: Книга для учащихся. В 2-х ч. Ч.2 / Сост.     В. А. Крицман. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.: ил.

6. Кузьменко Н. Е. и др. Химия: Для школьников ст. кл. и поступающих в ВУЗы:

     Учебное пособие / Н. Е Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. – М.: Дрофа, 1995. –      528с.: ил.

8. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. Химия: Пособие для средней школы. 8 - 11 классы –     М.: Экзамен: ОНИКС 21 век, 2001. – 448 с.

10.Леенсон И. А. Занимательная химия. 8 – 11 кл. в 2-х ч. Ч.1 – М.: Дрофа, 1996 – 176 с.      – (Хочу все знать)

12. Ольгин О. М.   Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии. - М.: Дет. лит.,     2001. - 175 с.: ил. - (Знай и умей).

14. Третьяков Ю. Д. Химия: Справочные материалы: Кн. для учащихся. / Ю. Д.      Третьяков, Н. Н. Олейников, Я. А. Кеслер, Под ред. Ю. Д. Третьякова – 3-е изд.,       перераб. – М.:

15. Харлампович Г. Д. Многоликая химия: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.        – 159 с.: ил.

16. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. Окислительно – восстановительные реакции: Кн.

     для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список интернет- ресурсов

 


 

  1. Портал KM. Мир химии
    http://chem.km.ru/
  2. Мир химии
    http://chemistry.narod.ru/
  3. Школьная химия
    http://schoolchemistry.by.ru/
  4. Электронная версия газеты "Химия"
    www.him.1september.ru
  5. Я иду на урок химии
    www.him.1september.ru
  6. "Основы химии" : электронный учебник
    www.hemi.wallst.ru
  7. "Органическая химия":электронный учебник для средней школы
    Г.И.Дерябкина,Г.В.Кантария,А.В.Соловов "Органическая химия":электронный учебник для средней школы
    www.chemistry.ssu.samara.ru
  8. Электронный учебник по химии (проект "Открытая химия" 2.5)
    www.college.ru
  9. Химия (учебник)
    www.bobych.ru
  10. Химия халькогенов. Учебное пособие
    Ф.М.Спиридонов, В.П.Зломанов:Учебное пособие по неорганической химии под редакцией академика Ю.Д.Третьякова Москва - 2000 г.
    www.chem.msu.su
  11. Химический ускоритель
    www.chem.isu.ru
  12. Химия
    www.lib.ru


 

 

 

 

             

 

Rambler's Top100 TopList