System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Готовимся к ГИА / / Портал образования ЧР

Внимание!!!

Портал образования Чувашии закрыт

Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Образование Чувашии
Единая Образовательная
Информационная Среда
Чувашской Республики
Поиск
О нас
История создания
Требования Статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наша группа
Обеспечение безопасности образовательного процесса
Органы управления образовательной организацией
Структура образовательной организации
Организация питания
Нормативно-правовая база
Педагогический коллектив
Персональный состав педагогических работников
Персональная страница Никитиной Е.Я., воспитателя разновозрастной группы
Персональная страница Никитиной О.В., воспитателя разновозрастной группы
Трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения
Должностная инструкция воспитателя
Должностная инструкция музыкального руководителя
Профсоюзная организация д/с "Журавушка"
Образовательная деятельность
Локальные акты образовательной организации
Финансирование
Баланс государственного (муниципального) учреждения
Муниципальное задание на 2013 год
Отчёт о выполнении муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2012г.
Отчёт о финансовых результатах деятельности на "01" января 2013г.
Отчёт об исполнении учреждением плана его ФХД (бюджет) на "01" января 2013г.
Отчёт об исполнении учреждением плана его ФХД (приносящая доход деятельность) на "01" января 2013г.
План финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год
Сведения о заработной плате педагогов
Государственный контроль
Отчёты об исполнении предписаний
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования
Отчёт о результатах самообследования
Показатели
Для Вас, родители!
Порядок комплектования и приёма детей
Компенсация части родительской платы
Заявление на компенсацию части родительской платы
Заявление на льготу по родительской плате
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на обработку персональных данных
Модель выпускника
Памятка для родителей
Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет
Оздоровительная работа
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий его благополучия
САНПИН 2.4.1.3049-13
Советы методиста
В помощь педагогу
Федеральный государственный образовательный стандарт
ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ШКОЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

1. Вариант экзаменационной работы по русскому языку для ГИА в 9 классе

 

Часть 1

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

         Когда эскадрилья садилась на аэродром, был ясный солнечный день. Тесное каменное поле нового аэродрома красным клином врезалось в яркую синеву зимнего моря, и красные каменные громады капониров* высились на поле, подобные странным памятникам седой древности, похожие на первобытные храмы, сложенные руками великанов. Но сложили их не великаны; это сделали севастопольские мужчины и женщины, старики и подростки.

         В чистом и прозрачном воздухе красный и синий цвета блистали всей ясностью тонов, и мужественное, строгое их различие было сурово, торжественно и напряженно. Ничто не унижало этой мужественной строгости картины, ни один невнятный, вялый полутон. Все было ясно и четко.

        Тени были черны мрачной чернотой, напоминающей о грозной туче, нависшей над городом – воином. Камни были красны яркой алостью крови, как будто оно впитали в себя благородную кровь его защитников. Море и небо синели пронзительной, освежающей душу, чистой, первозданной синевой, великим спокойствием простора, свободы и надежды. И солнце, вечное, бессмертное солнце, сияло в небе, отражалось в море и освещало красный камень. Добродушное, горячее крымское солнце отдыха и здоровья было теперь строгим и холодным светилом мести.

       Так виден был с воздуха этот удивительный аэродром, памятник, воздвигнутый севастопольцами самим себе, - памятник мужества и упорства советских людей, решившихся биться до конца за город доблести, верности и славы: траур, кровь, надежда и месть.       

(203 слова)                                                                                                                   ( По Л. Соболеву)              

*капонир - огневое оборонительное сооружение        

                                                               

Часть 2

 

Прочтите текст и выполните задания А1-А6;В1-В14

 

            (1) Каждый год, 9 мая, люди моего села собираются на кладбище… (2) И кто-нибудь из сельсовета зачитывает по списку:

            Буркин Илья…

            Козлов Иван…<…>

            (3) Длинный это список.(4) Скорбный.

            (5) Слушают…(6) Молча плачут.

            (7) Тут есть еще матери, отцы.

            (8) Но мало уже.(9) Больше - жены, сестры, братья, дети.(10) Тут-все село.

            (11) Тихо слушают…(12) И тот, кто читает, невольно делает это тоже негромко. (13)Иногда, когда он зачитывает какую-нибудь фамилию, а потом пойдут: Егор, Кузьма, Иван, Василий, Михаил-братья, то он приостанавливается на некоторое время, стискивает зубы, моргает…(14) И слышно, как плачут, шепотом как-то плачут.

            (15) А с кладбища, с горы, далеко-далеко видно окрест. (16) С юга-горы, а к северу пошла степь.(17) Необозримая.(18) Земля этих людей, имена которых зачитывают.(19) Они родились здесь, пахали эту землю.

            (20) Сибиряки.(21) В основном из села полегли под Москвой и на Курской дуге.

            (22) Есть даже один из двадцати восьми панфиловцев-Трофимов.(23) Он остался жив.

(24) Он стоит здесь же…(25) Его можно потом попросить рассказать о великой битве за столицу.

            (26) Он расскажет…

            (27) Но вернулось мало. (28) Эти, в списке…

            (29) Они теперь на фотографиях в домах.(30) На видном месте.

            (31) И если слышать негромкий голос, зачитывающий имена погибших…

            (32) И разглядывать их фотографии-каждого названного в списке, то удивит и резанет по сердцу мысль: «Какие они были молодые».

            (33) Можно, когда потом разойдутся с кладбища, попросить двух-трех вдов рассказать, как они провожали своих мужей на войну. (34) Какие сны вещие видели…

            (35) Мать моя рассказывает, что приснился ей такой сон:

            (36)-Приехали мы в Бийск-то, а их там – видимо-невидимо.(37) И вот их всех выкликают. (38) А мы, бабы-то, собрались все в садочке, у вокзала-то, да и ждем. <…>(39)Я и задремала, на скамеечке-то сидя.<…> (40) И только я задремала, вижу такой сон. (41)Вот захотела же я пить.(42) Да так захотела - душа горит.(43) И вижу будто чайник какой-то.<…> (44) Ну, взяла я тот чайник да как хлебну с жадностью-то - там кипяток.(45) И проснулась.

 (46) Проснулась, рассказываю этот сон бабам, а те говорят: «Э-э, матушка, худо: обожгесся». (47) Вот и обожглась: в 42-м похоронную получила.

 

(312 слов)                                                                                                                    ( По В. Шукшину)

 

 А1 На какой вопрос в тексте есть ответ?

1)      Что рассказал панфиловец о битве за Москву?

2)      Как провожали сельчан на войну?

3)      Где в основном погибли жители села?

4)      В каком году установлен памятник погибшим?

 

 А2  В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему автору вдруг пришла в голову мысль о том, что какими молодыми были погибшие земляки?»

1)      (6) Молча плачут.

      (7) Тут есть еще матери, отцы.

       2) (18) Земля этих людей, имена которых зачитывают.

            (19) Они родились здесь, пахали эту землю.

       3)  (29) Они теперь на фотографиях в домах.

             (30) На видном месте.

       4)  (31) И если слышать негромкий голос, зачитывающий имена погибших…

 (32) И разглядывать их фотографии- каждого названного в списке, то удивит и резанет по сердцу мысль: «Какие они были молодые».

 

 А3 Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 15 – 21?

 

1)      Автор любит родной край.

2)      Автор жалеет о том, что он не герой.

3)      Автор гордится своими земляками.

4)      Автору тяжело вспоминать войну.

 

 А4 Укажите, в каком значении употребляется слово «обожглась» (предложение 47)

1)      поплатилась

2)      получила ожог

3)      испытала потрясение

4)      получила

 

 А5  Какое из приведенных ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 7: «Тут есть еще матери, отцы»?

1)      (3) Длинный это список.

2)      (9) Больше – жены, сестры, братья, дети.

3)      (10) Тут – все село.

4)      (22) Есть даже один из двадцати восьми панфиловцев – Трофимов.

 

 А6 Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора?

1)      (6) Молча плачут.

2)      (42) Да так захотела – душа горит.

3)      (16) С юга – горы, а к северу пошла степь.

4)      (19) Они родились здесь, пахали эту землю.

 

 

 В1 Замените просторечное слово «окрест» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

 В2 Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 

 В3 Из предложений 35-37 выпишите слово с приставкой, обозначающей «приближение, присоединение».

 

 В4 Из предложений 30-32 выпишите слово, написание суффикса которого определяется правилом правописания полной формы страдательных причастий прошедшего времени.

 

 В5  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

 

А мы, (1) бабы-то, (2) собрались все в садочке, (3) у вокзала-то, (4) да и ждем. Я и задремала, (5) на скамеечке-то сидя.

 

 В6  В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), которая(-ые) обозначает(-ют) запятые между частями сложносочиненного предложения.

 

А с кладбища, (1) с горы, (2) далеко – далеко видно окрест. С юга – горы, (3) а к северу пошла степь. Необозримая. Земля этих людей, (4) имена которых зачитывают. Они родились

здесь, (5) пахали эту землю.

 

 В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

 

И тот, (1) кто читает, (2) невольно делает это тоже негромко. И слышно, (3) как плачут, (4) шепотом как-то плачут. Проснулась, (5) рассказываю этот сон бабам, (6) а те говорят: «Э-э, (7) матушка, (8) худо: обожгесся».

 

 В8 Замените словосочетание «хлебну с жадностью-то» (предложение 44), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

 

 В9 Выпишите грамматическую основу предложения 34.

 

 В10 Среди предложений 2-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

 В11 Среди предложений 28-31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

 В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 33.

 

 В13 Среди предложений 44-47 найдите сложное (-ые) бессоюзное (-ые) предложение(-я). Напишите номер (-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 В14 Среди предложений 31-34 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответы к заданиям.

 

А1-3; А2-4; А3-3;А4-3; А5-2; А6-2.

В1- «вокруг»; В2- «собираются»; В3- «приехали»; В4- «названного»; В5-3,4; В6-3; В7-1,2,3; В8- «хлебну жадно»; В9- «видели»; В10-2,7; В11-31; В12-3; В13-44,47; В14-33.

 

Часть 3

 

Используя прочитанный текст части 2, выполните одно из заданий: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение – рассуждение: « Зачем нужна прямая речь?»

С2.2 Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения (47): « Вот и обожглась: в 42-м похоронную получила».

 

 

1.     Вариант экзаменационной работы по русскому языку для ГИА в 9 классе

                                     ЧАСТЬ 1

 

Прослушайте текст и выполнадания, а затем текст сжатого изложения.

 

Холодный, белесый туман призрачно клубится над лесами и болотами Белоруссии, над пустыми, давно покинутыми блиндажами, заросшими пожухлым папоротником, над обвалившимися траншеями и налитыми ржавой водой стрелковыми ячейками. Тускло мерцают на дне их позеленевшие от времени гильзы винтовочных патронов...

Под густым северным ветром клонят вершины и глухо шумят иссеченные осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

Споро идет белый, пушистый снежок, словно спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю в окрестностях бессмертного города Ленина.

Солнечные тени скользят по воскресшим полям Украины, много раз перепаханным снарядами, все еще помнящим громовые гулы невиданных боев.

Возле Курска и Орла, возле Воронежа и Тулы над исконной русской землей, три года стонавшей под тяжестью десятков тысяч танков, стелется косая метель; падают с деревьев последние, сожженные заморозком листья, и всюду — в полях, на большаках и проселках, вдоль и поперек, шаг за шагом исхоженных терпеливыми ногами нашей лучшей в мире пехоты, — краснеют они, как выступающая из-под снега кровь.

В бескрайних степях под Сталинградом, где каждый клочок земли, словно зерном, засеян осколками некогда смертоносного металла, где в прах и тлен превратились отборные гитлеровские дивизии, заволжский злой ветер гонит перекати-поле, такое же мрачное, ржаво-бурое, как и разбросанные всюду по степи остовы застывших навеки немецких танков и автомашин.

Но от Сталинграда до Берлина и от Кавказа до Баренцова моря, где бы ни остановился твой взгляд, всюду увидишь ты дорогие сердцу матери-Родины могилы погибших в сражениях бойцов. И в эту минуту ты острее вспомнишь те бесчисленные жертвы, которые принесла твоя страна в защиту родной советской власти, и величественным реквиемом зазвучат в твоей памяти слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!»                                                  (по М.Шолохову)

(264 слова)

 

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

 

1)...Уже пылали западные рубежи нашей страны. 2)Уже  в  первых  захваченных городах и селах немцы устанавливали "новый порядок"  -  два  страшных  для наших людей слова, по  буквам  которых  стекала  человеческая  кровь.  3)Уже тысячи советских солдат и моряков предпочли смерть  жизни  на  коленях,  и десятки летчиков уже стартовали со  своих  аэродромов  в  бессмертие.  4)Они уходили из жизни как воины, как борцы, как  герои. 5) Даже тогда, когда у  них не  хватало  вооружения,  они  стояли  насмерть,  сражаясь  с  врагом   до последнего пушечного снаряда, до последнего  патрона,  нередко  приберегая эту последнюю пулю для себя.

   6) Они не падали на колени перед врагом, не зарывали  в  землю  свои  лица

перед танковыми лавинами, как того ожидал Гитлер,  нет!  7) Советские  бойцы, еще вчера видевшие над собой мирное  небо,  еще  не  привыкшие  к  грохоту вражеских орудий и к разрывам фугасных бомб, они теперь,  в  эти  страшные часы, с особой, всепроникающей силой почувствовали, осознали,  как  дорога им Родина...

   8)Война полыхала в западных районах, но уже изменилось лицо всей страны - улицы ее городов, шоссейные и проселочные  дороги  -  все  приняло  новое, суровое выражение.

   9)В мирное время жизнь армии обычно бывает  скрыта  от  взоров  миллионов людей. 10)Она протекает за высокими каменными стенами казарм, на удаленных от населенных пунктов  полигонах,  в  степных  и  лесных  пространствах,  где происходят маневры, на аэродромах, морских просторах, в штабных кабинетах.

  11) Только два раза в год - на майские и ноябрьские праздники - жизнь армии как  бы  выплескивалась  наружу,  на  центральные  городские  площади,  на прибрежные морские воды и в обычно  тихое,  спокойное,  видимое  с  каждой улицы, из каждого окна небо.

   12)Война  меняет  облик  города.  13) Военные   регулировщики,   стоящие   на перекрестках на месте привычных милиционеров, идущие строем красноармейцы, грузовики, неведомо откуда появившиеся танки и орудия - все это  заполняет городские улицы, и  люди,  стоя  на  тротуарах,  наблюдают  с  тревогой  и надеждой все это необычное движение, понимая, что началась совсем  другая, неизвестно что сулящая жизнь.

          (308 слов)                                                                             (по А.Чаковскому)

 

                                            ЧАСТЬ 2

 

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

 

А1. Какая мысль противоречит содержанию текста?

1) Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

2) Война меняет облик города.

3) В мирное время жизнь армии видна всей стране.

4) Нет ничего дороже Родины.

 

А2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Как меняется страна с началом войны?»

1) 2;                                           3) 12;

2) 10;                                         4) 13;

 

А3. Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 3-5?

1) Автор жалеет советских солдат и моряков, погибающих за Родину.

2) Автор гордится людьми, погибающими, но не сдающимися.

3) Автор любит Родину.

4) Автор ненавидит фашистов.

 

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «лицо» (предложение 8)

1)     Передняя часть головы человека

2)     Передняя часть какого-либо предмета;

3)     Человек вообще, человек как отдельный индивидуум;

4)     Внешний вид

 

А5. В каком из перечисленных предложений есть синоним к слову «прятать»?

1)     2;                                           3)  6;

2)     5;                                           4) 13;

3)      

А6. В каком предложении есть прямое истолкование использованного слова?

1)  3;                                             3) 11;

2)  8;                                           4)13;

 

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 5, помогает передать героизм советских солдат: «Даже тогда, когда у  них не  хватало  вооружения,  они  стояли  насмерть,  сражаясь  с  врагом   до последнего пушечного снаряда, до последнего  патрона,  нередко  приберегая эту последнюю пулю для себя».

1) гипербола;

2) сравнительный оборот;

3) однородные члены;

4) развёрнутая метафора;

 

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками)

 

В1. Замените слово РУБЕЖИ (предложение 1) синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 7-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 

В3. Из предложений 2-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

 

В4. Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание –НН- в суффиксе зависит от наличия зависимого слова (слов).

 

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Советские  бойцы,(1) еще вчера видевшие над собой мирное  небо,(2)  еще  не  привыкшие  к  грохоту вражеских орудий и к разрывам фугасных бомб,(3) они теперь, (4) в  эти  страшные часы, (5)с особой, (6) всепроникающей силой почувствовали, (7) осознали, (8) как  дорога им Родина...

 

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Военные   регулировщики,(1)   стоящие   на перекрестках на месте привычных милиционеров,(2) идущие строем красноармейцы,(3) грузовики,(4) неведомо откуда появившиеся танки и орудия - все это  заполняет городские улицы,(5) и  люди,(6)  стоя  на  тротуарах,(7)  наблюдают  с  тревогой  и надеждой все это необычное движение,(8) понимая,(9) что началась совсем  другая,(10) неизвестно что сулящая жизнь.

 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Она протекает за высокими каменными стенами казарм,(1) на удаленных от населенных пунктов  полигонах,(2)  в  степных  и  лесных  пространствах,(3)  где происходят маневры,(4) на аэродромах, (5) морских просторах, (6) в штабных кабинетах.

 

В8. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

 

В10. Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленными уточняющими членами. Напишите номер этого предложения.

 

В11.  Среди предложений 6-9 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

 

В13. Среди предложений 9-13 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

 

В14. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение 2 – сложноподчинённое предложение.

2) Предложение 7 – бессоюзное сложное предложение.

3) Предложение 4 – сложноподчинённое предложение.

4) Предложение 10 – простое  предложение с однородными членами.

 

                                             ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО  ОДНО из заданий: С2.1. или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1. или С2.2.

С2.1.  Для более точного, выразительного описания авторы используют уточняющие члены предложения.

Напишите сочинение-рассуждение «Как уточняющие члены предложения помогают детально представить изображаемое?»

Обдумывая ответ, внимательно перечитайте текст А.Чаковского.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

 

С2.2.  Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл предложения: «Уже тысячи советских солдат и моряков предпочли смерть  жизни  на  коленях,  и десятки летчиков уже стартовали со  своих  аэродромов  в  бессмертие».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

 

2.      Вариант экзаменационной работы по русскому языку для ГИА в 9 классе

 

                                                                     Часть 1

 

 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,    так и всего текста в целом.

Объём изложения  - не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

                                             Текст для прослушивания

 

 

            Когда я учился в школе, а потом в  университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то  совершенно иной обстановке, как бы в иной мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. Но всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

         Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая любовь – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

         Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

         И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.   

                                                                                          ( По Д.С. Лихачёву)

 

 

 

                                                            Часть 2

 

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14

 

 

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды «новорусской образованщины».  (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову.  (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4) Но ведь Суворов – великий человек, он, я думаю,  не мог сказать такой глупости!  (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо  нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат.  (10) Поняв слово «похоронен»  в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, война не окончена, героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата!  (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же?

(15) Не считать законченной ни одну войну в истории?  (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!                                                                          

                                                    ( По Г. Смирнову)

 

 

 

 

 

 

К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1 – А9 обведите кружком.

 

А 1.  Какая мысль в этом тексте основная?

 

1)  В наше время многие люди, получившие возможность публично выступать, не продумывают свои выступления.

2)    Многие изречения великих людей со временем искажаются.

3)    Изречения Суворова искажались и неверно понимались до последнего времени.

4) Неточное цитирование и поверхностное толкование высказываний известных людей – признак недостаточного образования.

 

 

 

А 2.  Какую цель не ставил перед собой автор?

 

1)   Донести до читателя своё понимание воинского долга.

2)   Пробудить в читателе чувство преклонения перед Суворовым и павшими на поле боя.

3)   Поразить читателя красотой слога.

4)   Убедить читателя в том, что неточное цитирование – признак недостаточного образования.

 

А 3.  Как, по вашему мнению, надо понимать слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»?

 

1)   Нужно предать земле всех убитых на войне.

2)   Войну можно закончить только тогда, когда все неприятельские солдаты уничтожены.

3)   Армия не должна сдаваться врагам, пока жив хоть один солдат.

4)   Войны не будет, когда не будет армий.

 

А 4.  Почему словосочетание «новорусской образованщины» употреблено в кавычках?

 

1)  цитата

2)  словосочетание употреблено в ироническом значении

3)  название

4)  термин

 

А 5.  В каком значении употребляется слово ОБРАЗОВАНЩИНА?

 

1)  просвещение

2)  лжепросвещение, лжеобразованность

3) получение систематизированных знаний и навыков

4) совокупность знаний, полученных в результате обучения

 

А 6.  Определите, каким способом образовано слово ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ.

 

1)  сложением

2) приставочным

3) суффиксальным

4) приставочно-суффиксальным

 

 

А 7.  Какой синтаксический приём  используются во втором абзаце текста?

 

1) риторическое восклицание

2) анафора

3)  метафора

4) сравнение

 

А 8.  В каком варианте  верно определены стиль и тип  речи?

 

1)  научный стиль, описание

2)  публицистический стиль, рассуждение-размышление

3)  художественный стиль, описание

4)  научный стиль,  рассуждение-размышление

 

А 9. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?

 

1)  5               2)  8            3)   14           4)   18

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания  В1 – В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

 

В 1.  Из предложений  1 – 3  выпишите слово (-а), правописание которого (-ых) определяется правилом: «Дефисное написание частицы  -то с местоимением».

 

В 2. Из предложения  10 выпишите слово  с суффиксом  -НН-.

 

В 3.  Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕЛЕПО   ( предложение 9).

 

В 4.  Из  предложений 6 – 8 выпишите подчинительный союз.

 

В 5.  В каком слове количество букв и звуков  совпадает?  Укажите цифру.

 

1)  боевые                             3)  укореняться

2)  экранов                           4)  здесь

 

В 6. Из приведённого ниже предложения 4 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное предложение.

 

Но ведь Суворов - великий человек, (1) он ,(2) я думаю, (3) не мог сказать такой глупости!

 

 

В 7.  Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие приложение.

 

Поняв слово «похоронен»  в буквальном смысле, (1)  добровольные могильщики, (2) присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, (3) убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, (4) война не окончена, (5) героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, (6) когда они, (7) похоронщики, (8) закопают в землю останки последнего русского солдата!

 

 

В 8 .  Из предложения 9 выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

 

В 9.  Из предложений  18 – 19  выпишите частицы.

 

В 10. Укажите, сколько простых предложений входит в состав  сложного предложения 19?

 

В 11. Среди предложений 4 – 10 найдите бессоюзное сложное предложение, одна часть которого выражает условие. Напишите номер этого предложения.

 

В 12. Среди предложений 9 – 14 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер предложения.

 

В 13.  Среди предложений  1- 2 абзацев найдите сложное предложение, состоящее из четырёх частей, среди которых два односоставных предложения.  Напишите номер  предложения.

 

В 14.   Среди предложений  9 – 12 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

С 2.  Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Роль частиц в русском языке».

      Обдумывая теоретические положения для своей работы, прочитайте ещё раз

     текст Г. Смирнова и найдите необходимые примеры  разных групп частиц,

     аргументирующие Ваши мысли.

·        Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений.

·        Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите разборчиво, грамотно.

 

 

Трудиться на благо родного края, жить по закону и по совести
Чебоксарская районная организация профсоюза
Управление образования администрации Чебоксарского района
Пожарная безопасность в детском саду
Повышение доступности услуг в сфере дошкольного образования
"Красный, жёлтый, зелёный…"
Администрация Чебоксарского района
2013 - год охраны окружающей среды
План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018г
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Новости
Мероприятия
Объявления
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList
2008-2011, Copyright © www.edu21.cap.ru - Все права защищены.

E-mail: support@edu21.cap.ru, Тел: (8352)45-16-23