В настоящее время педагог – организатор МБОУДОД «Дом детского творчества» города Чебоксары ЧР Петрова Марина Авенировна работает над реализацией программы «Мы вместе» по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних образовательных учреждений, цель которой – организация системы социальных, правовых и педагогических мер профилактики асоциального поведения и вредных привычек несовершеннолетних в образовательных учреждениях; формирование правовой культуры и развитие навыков здорового образа жизни.
I. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, социальных сирот, увеличение и распространение в детской среде наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа учащихся асоциального поведения. Появилась необходимость усиления роли общеобразовательных учреждений и МБОУДОД «Дом детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания учащихся предполагает создание программы, направленной на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних.
Причины асоциального поведения учащихся – это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе.
Рост процента детей с асоциальным поведением связан:
-
со снижением социально-экономического уровня жизни населения;
-
с неправильным образом жизни родителей, за которыми наблюдают несовершеннолетние;
-
с ухудшением состояния здоровья подростков, растет численность детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.
Необходимость совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений подростков послужила поводом для создания программы, основой которой является профилактика асоциального поведения подростков в общеобразовательных школах в процессе совместной работы педагогов, психологов, врачей, социальных работников. В соответствии с программой МБОУДОД «Дом детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики совместно со школами планирует проводить следующую работу:
-
организация работы психолого-педагогической службы с детьми и их родителями по коррекции поведения, создание совета по профилактике;
-
сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних.
Программа предназначена для работы с учащимися 1-11 классов общеобразовательных школ.
II. Цель программы – организация системы социальных, правовых и педагогических мер профилактики асоциального поведения и вредных привычек в образовательных учреждениях; формирование правовой культуры и развитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-
Создать банк данных: неблагополучные семьи; дети группы риска, состоящие на ВШУ и ОпДН; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; дети-сироты.
-
Создать в образовательных учреждениях г.Чебоксары систему работы по профилактике асоциального поведения подростков и формированию здорового образа жизни.
-
Оказывать психолого-педагогическую, социально-правовую, юридическую, медицинскую поддержку и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
-
Снизить показатели детской и подростковой преступности и уровня потребления подростками психоактивных веществ.
-
Улучшить показатели здоровья подростков.
-
Усилить контроль за подростками с девиантным поведением и неблагополучными семьями.
-
Организовать культурно-досуговую занятость и летний отдых подростков.
-
Организовать взаимодействие специального общего и дополнительного образования, социальных служб и лечебно-профилактических учреждений в процессе профилактики асоциального поведения подростков.
-
Развить самосознание личности подростка через интерактивные педагогические технологии, практикоориентированные формы работы учебных объединений МБОУДОД «ДДТ» г.Чебоксары.
-
Создать мониторинг эффективности деятельности учебных объединений «ДДТ» по профилактике асоциального поведения подростков и подготовить пакет методических документов по результатам мониторинга работы по программе.
III. Содержание программы.
Программа «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» состоит из 4 направлений деятельности – модулей.
Модуль №1. Образовательная деятельность.
Задачи:
-
развитие личностных компетенций учащихся, социальной активности, толерантности, конкурентоспособности;
-
формирование мотивации к обучению и позитивного отношения к получению профессии.
Модуль №2. Социально-правовая защита.
Задачи:
-
формирование умений и навыков поведения в обществе, знаний в области прав человека и осознания важности личной ответственности за свое поведение и взаимоотношения с другими людьми;
-
развитие самосознания личности.
Модуль №3. Организационно-массовая работа.
Задачи:
-
вовлечение детей и подростков в активную деятельность;
-
формирование духовной культуры, здорового образа жизни;
-
развитие интеллектуального, творческого потенциала детей и подростков;
-
формирование социальной активности, толерантности, конкурентоспособности.
Модуль №4. Информационно-методическая работа.
Задачи:
-
разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов и других методических материалов;
-
мониторинг (изучение эффективности реализации программы, выявление положительного опыта и рисков, в целях дальнейшей корректировки программы);
-
организация информационно-просветительской деятельности.
IV. Механизм реализации программы.
Реализация программы осуществляется через систему конкретных мер нормативного, правового, кадрового, научного и методического обеспечения и рассчитана на 2011-2015 учебный год. Она состоит из трех этапов деятельности.
1 этап. Подготовительный:
- изучение контингента учащихся, составление банка данных детей;
- определение проблем и поиск их решения;
- разработка, корректировка, адаптация программы под конкретные задачи общеобразовательных школ;
- заключение договоров с социальными партнерами;
- создание материальной и методической базы (разработка образовательных программ, диагностических методик, рекомендаций и т.п.);
- проведение рекламной, информационной компаний.
2 этап. Основной:
- организация систематических занятий и мероприятий в рамках реализации модулей №1, №2, №3, №4.
Модуль №1 – образовательная деятельность:
- организация и проведение занятий по учебным программам дополнительного образования. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года в форме учебных объединений (кружков и секций – на базах МБОУДОД «ДДТ» г. Чебоксары Чувашской Республики и образовательных учреждений);
- по расписанию ОУ в форме уроков, факультативов.
Для девочек: «Девичья гостиная», «Домашний косметолог». Для мальчиков: «Дзюдо».
Модуль №2 – социально-правовая защита.
Реализуется по плану образовательного учреждения в форме:
- консультационный пункт «Доверие» (консультации специалистов: правоохранительных органов, Центров «Семья», «СПИД», ЦПМСС «Развитие», ГУЗ МЗ ЧР амбулаторного (подросткового) отделения «Президентский перинатальный центр», отделов охраны детства, социальной защиты, КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московского района г.Чебоксары»; РГС(К) ОУ «Надежда» МО и МП ЧР);
- работа «Телефона доверия»;
- деятельность в рамках подпрограмм «Надежда, «Тропа здоровья», «Родина моя».
Модуль №3 – организационно-массовая работа.
Реализуется по плану образовательных учреждений в следующих формах:
-
организация и проведение районных месячников и акций;
-
организация и проведение спортивных соревнований, конкурсов;
-
организация и проведение круглых столов, ток-шоу, научно-практических конференций, выступлений агитбригад и т.д.
Модуль №4. Информационно-методическая работа.
Реализуется параллельно модулям №№1, 2, 3 согласно плану работы образовательного учреждения в течение года:
-
педагогические советы;
-
семинары (для классных руководителей, старших вожатых, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей: физической культуры, ОБЖ и т.д.);
-
мониторинг;
-
работа сайта ОУ, публикации в СМИ, выпуск школьных газет, бюллетеней.
3 этап. Заключительный:
V.Участники программы:
- общеобразовательные школы (педагоги, учащиеся и их родители);
-
МБОУДОД «Дом детского творчества» г.Чебоксары Чувашской Республики;
-
инспекторы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних;
-
отдел образования по делам молодежи, здравоохранения;
-
специалисты социального обслуживания, материнства и детства;
-
органы опеки и попечительства;
-
специалисты КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московского района города Чебоксары»;
-
представители Комиссии по делам несовершеннолетних и УФСНК по контролю за оборотом наркотиков по ЧР;
-
работники отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-
психологи Республиканского психотерапевтического центра и центра психолого-медико-социального сопровождения «Развитие»;
-
врачи Республиканского наркологического центра (детско-подростковое отделение);
-
ГУЗ МЗ ЧР амбулаторное (подростковое) отделение «Президентский перинатальный центр»;
-
специалисты лечебно-профилактических учреждений;
-
специалисты культуры, досуга, спорта и туризма;
-
специалисты МБУК «ЦБС им. Маяковского».
VI. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Наличие в образовательных учреждениях системы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2. Снижение показателей детской преступности и уровня потребления подростками психоактивных веществ.
3. Наличие сформированных у большинства подростков и их родителей позитивного отношения к здоровому образу жизни, совершенствованию физического, психического и духовного здоровья.
4. Улучшение показателей здоровья детей и подростков.
5. Наличие у подростков позитивного отношения к созданию семьи и будущему воспитанию детей.
6. Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
VII. Список рекомендуемой литературы.
-
Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения /Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2000.
-
Ерышов О.Ф. Жизнь без наркотиков. – СПб: Питер, 2001.
-
Исмуков Н.Н. Без наркотиков. – М.: Пресс, 2001.
-
Клеейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Просвещение, 2003.
-
Лавров Н.И. Ваша группа крови: диета и образ жизни. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.
-
«О профилактике правонарушений несовершеннолетних». //Воспитание школьников. №8, 2006; №9, 2009; №10, 2010.
-
Популярный журнал «Нарконет». №7-8, 2002.
-
Сирота Н.А. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.- М.: Просвещение, 2002.
-
Хажилина И.И. Профилактика наркомании. – М.: Институт психотерапии, 2002.
-
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Просвещение, 2004.
-
Шульга Т.И., Слот В., Сканиярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».- М.: Астрель, Аст, 2005.