System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Выступления: Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей / МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» Урмарского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад №4 "Ромашка"

Урмарского района Чувашской Республики

заведующий
Яковлева Ольга Валерьевна
Сведения о ДОУ
Основные сведения
Документы
Структура ДОУ
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально - техническое обеспечение
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Группы ДОУ
Вторая группа раннего возраста "Васильки"
Младшая группа "Капельки"
Средняя группа "Ладушки"
Старшая группа "Солнышко"
Подготовительная к школе группа "Рябинушка"
Для вас, родители
Внимание родители "Светоотражатели"
Договор об образовании
Заявление на льготу
Заявление на прием детей
Консультационный пункт
План по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества в 2019 году на 2020 год
Постановление администрации Урмарского района от 15.02.2016 г. №87
Постановление администрации Урмарского района от 27.09.2016 г. № 578
Постановление администрации Урмарского района от 30.10.2013 №756
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. №541
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2016 г. №26
Расписка в получение документов
Согласие на обработку персональных данных
Методические документы разработанные ДОУ для обеспечения образовательного процесса
Наши достижения
Противодействия коррупции
Специальная оценка условий труда
Страничка музыкального руководителя
Страничка педагога-психолога
Страничка старшего воспитателя
Страничка учителя-логопеда
Странички наших воспитателей
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей
Дата: 23.08.2012
Автор выступления: Душебаева Любовь Ивановна

Роль воспитателя в развитии индивидуальных

познавательно-речевых задатков у детей

Свое выступление хотелось бы начать с того, чтобы повторить смысл слова задатки. Все мы педагоги, когда-то учились и это определение хорошо помним со времен учебы. Задатки – это природные предпосылки способностей, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Как утверждают ученые, задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, а индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые - «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению.

Как мы уже отмечали задатки – это природные предпосылки способностей.

Но любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Как считал Б. М. Теплов, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Первичный этап в развитии любой такой способности относится к дошкольному детству. Так как в этот период идет созревание необходимых для нее органических структур или формируются нужные функциональные органы. А именно происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них знания, что свидетельствует об овладении средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме. Начиная с младшей группы изучаем с детьми сенсорные эталоны – цвет, форма, и др, а начиная со средней группы начинаю использовать наглядные модели, особенно при организации работы по экологическому воспитанию и обучении пересказу. Вся детская деятельность строится на использовании игровых приемов, игровой мотивации. Что помогает мне сохранять интерес детей к деятельности. Я согласна с научными авторами о важности игры в развитии способностей.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. А качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Это мне хотелось бы отметить особо. Именно о развитии таких качеств говорят авторы, которые работают над проблемами детей дошкольного возраста. И остро стоит этот вопрос перед всеми педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, любознательность, и отличная память. Если мы, как педагоги, этого не заметим, упустят родители – дети станут самыми заурядными членами нашего общества. Хотя небольшая поддержка детского таланта, подсказка родителям помогла бы нам обрести может выдающегося ученого в будущем.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

· опережающим развитием познания,

· психологическим развитием и

· физическими данными.

Исследования наших современников доказали наличие у детей так называемых зон ожидания в коре головного мозга. Если эти зоны не загружались вовремя информацией, то начинается необратимый процесс.

Учёные также доказали, что при правильной медицинской и педагогической коррекционной работе слабый ум можно развить до среднего, средний до высокого, а высокому помочь подтянуться до талантливого, можно просто выбрать время и методы по развитию скрытых способностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для этого необходима своевременная поддержка проявляющихся у ребенка способностей.

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей - ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения, тем самым обеспечивают опережающее развитие речи.

Второе, чрезвычайно важное условие - условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.

Первые два условия ребенку должны предоставлять родители. А вот третье и четвертое условия касаются и нас с вами.

Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел.

Четвертое условие предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых.

Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К этой форме организации совместной деятельности мы перешли в последнее время. Это организации обучения детей через проблемные игровые ситуации, где ребенок выступает как активный добытчик знаний. К сожалению, подсказка - распространённая форма, помощи детям, но она только вредят. Я стараюсь отказаться от прямых подсказок к детям, придумываю серии вопросов, с помощью которых веду их к цели.

Многоплановость в разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности.

Если деятельность ребёнка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятием ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития. Об этом говорил Выготский Лев Семенович. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Это положение я учитываю при продумывании задач при организации любого вида деятельности детей

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо учение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Здесь мне помогает игровая мотивация, которая способствует поддержанию напряжения в ходе всего процесса деятельности, организованной с детьми.

Становление и развитие способностей - это результат обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.

Ha протяжении дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать все бoлee cлoжныe и paзнooбpaзныe зaдaчи. Для paзвития мышлeния нaибoлee блaгoпpиятным oкaзывaeтcя имeннo дoшкoльный вoзpacт. Этoмy paзвитию cпocoбcтвyют в мaкcимaльнoй cтeпeни дeтcкиe виды дeятeльнocти - игpa, pиcoвaниe, лeпкa, кoнcтpyиpoвaниe и дpyгиe.

Развивающий эффект обучения зависит oт того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения пpимeняютcя. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развитие умственных способностей.

Вся моя работа по развитию способностей детей моей группы видна в викторинах и конкурсах, проводимых не только в детском саду, но и на уровне района и республики, где мои воспитанники занимали призовые места.

Список литературы

1. Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. -- Дошкольное воспитание №9, 1998. -- с.91

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". --М.: Просвещение, 1989.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети -- М.: Знание, 1991, №9.

4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды -- М.: Педагогика, 1986.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1977.

6. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста -- М.: Просвещение, 1988.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» Душебаева Любовь Ивановна

23.08.2012г.

Обеспечение доступности дошкольного образования в Урмарском районе
Первичные профсоюзные организации
100-летие образования Чувашской автономной области
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Безопасный детский сад
Прокуратура информирует
Независимая система оценки качества предоставления образовательных услуг
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Дорожная безопасность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Организация питания
2020 год - Год памяти и славы
Десятилетие детства
Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района
Система методической работы в Чувашской Республике
Национальный проект "Образование"
Новости
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList